Яндекс.Метрика
Что за «Метеор 120Р» такой? Разбираемся в будущем речном транспорте Ульяновска
10:3915 сентября 2022

Губернатор Алексей Русских договорился с Москвой о закупке первого для области пассажирского судна на подводных крыльях, чтобы развивать водный транспорт и речные перевозки.

Первый раз вопрос с возрождением перевозок пассажиров по Волге на скоростных судах поднимался главой Ульяновской области прошлой осенью. С тех пор Русских последовательно вёл работу для того, чтобы ульяновцы вспомнили поездки в Казань, Сенгилей, Белый Яр, Самару на «Метеорах». И не только вспомнили, но и смогли осуществить их. Речь, правда, пока идёт о 2024 годе, но дело сдвинулось, договорённости есть, а в Нижнем Новгороде эти самые суда на подводных крыльях вовсю строят. Центральное конструкторское бюро имени Ростислава Алексеева представляет «Циклон», «Комету», «Метеор», «Валдай» и «Антарес». Можно, как это сделала Чувашия, приобрести «Валдаи», но они класса «Р». Нам нужен класс «О». Это «Метеор 120Р». В КБ в Нижнем уверены, что в акватории Ульяновской области «Валдай» ходить не может, слишком большая волна. Цену билета для пассажиров региональный Минтранс считал год назад, она может составить от 800 до 1,5 тысячи рублей. Впрочем, мы немного забегаем вперёд. Давайте посмотрим, что за «Метеор 120Р» такой и кто его выпускает.

Крылья под водой, комфорт наверху для людей

Головное пассажирское судно на подводных крыльях проекта 03580 спроектировано, построено и спущено на воду в 2021 году нижегородским АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» совместно с петербургским «НПП «Радар ммс». Этим летом на Неве в Санкт-Петербурге «опробовали» ещё одно, а потом корабль отправили в Ханты-Мансийск. Назначение судна, как говорят в КБ, скоростная перевозка пассажиров в светлое время суток в комфортабельных салонах. Длина — 35,8 м, ширина — 9,3, осадка — 2,3 м. Водоизмещение «Метеора» 67 тонн, а скорость — 65 км/ч. Двигатели дизельные. Пассажиров он принимает на борт 120, при этом экипаж — 6 человек. Дальность плавания указана в 700 км при автономности хода в 13 часов. До Самары и Казани — без проблем.

«Над интерьером «Метеора 120Р» трудились дизайнеры, новый теплоход сохранил узнаваемые черты «Метеоров» предыдущего поколения, но обрёл яркую и запоминающуюся оранжевую ливрею. Салон теплохода тоже изменился в лучшую сторону. Здесь установлены удобные кресла, мультимедийные системы, системы кондиционирования, в кормовой части расположены кафе и бар», – рассказывают в КБ Алексеева.

«Метеор-120Р» – инновационный теплоход, где применена самая современная радиоэлектроника, в частности, интегрированная система управления с элементами искусственного интеллекта, позволяющая сделать более безопасными длительные переходы и снизить нагрузки на экипаж. А кто же делает это чудо?

Великий изобретатель Алексеев и его корабли-самолёты

Ростислав Алексеев появился на свет в городе Новозыбков, что на Брянщине, в 1916 году. Окончив школу, работал слесарем по ремонту радиоаппаратуры, после переезда в Горький учился на рабфаке, был чертёжником, художником-оформителем. Закончил кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института. В 1941 году, уже во время войны, защитил диплом на тему «Глиссер на подводных крыльях» и получил звание инженера-кораблестроителя. Всю свою жизнь увлекался парусным спортом, причём много лодок и яхт придумал и построил своими руками, выиграл много соревнований. Прыгал с парашютом, занимался подводным плаванием, горными лыжами, умел управлять вертолётами и самолётами, был знаком с лётчиком Валерием Чкаловым.

Истоки всемирно известного Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева уходят на завод «Красное Сормово». Причём работал там Алексеев над… танками Т-34. В 1943 году на заводе сформировали новое направление в военном кораблестроении, и Алексеев был его участником. Он придумал судно на подводных крыльях (СПК) для уничтожения немецких подводных лодок, но проект «завернули». Однако дирекция давала молодому инженеру время для работы над СПК, что в будущем стало делом всей его жизни. Сначала он сделал катер на подводных крыльях, потом другие разработки, стал руководителем Научно-исследовательской гидролаборатории, а в 1947 году на катере А-5 пришёл по Оке в Москву. Годы труда принесли Алексееву в 1951 году Сталинскую премию 2-й степени.

25 августа 1957 года состоялся первый рейс нового речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета» по маршруту «Горький - Казань». По мнению специалистов, именно этот момент — начало скоростного судостроения в СССР и России. «Всем стало ясно, что в судостроении произошел скачок высшего порядка – свершилась техническая революция на водном транспорте», – писала советская пресса.

Через год Ростислав Алексеев возглавил КБ, в 1959-м на воду спустили первый «Метеор», имеющий вдвое большую вместимость, чем «Ракета». Серийный выпуск «Метеоров» был налажен в Зеленодольске, их сделали всего 400 штук! Ходили они по рекам СССР, Китая, Венгрии, Германии, Въетнама, Болгарии, Италии, Египта, Голландии, Румынии, Чехословакии, Польши, Греции и даже Марокко. Чуть позже появилась «Комета», которая могла совершать плавания вдоль морских берегов. Все эти суда выпускались в СССР сотнями. В 1962 году Алексеев получил Ленинскую премию. Нижегородский гений изобрёл первый экраноплан, развитие этого проекта потом «направили» в сторону армии и флота Союза. В 1972 году первый 140-тонный экранолёт был спущен на воду, через год первый в мире десантный корабль-экранолёт был принят как боевая единица в состав ВМФ. Видели фотографии туристов с Каспия, где изображён необычный корабль-самолёт? Это знаменитый Каспийский монстр, послуживший основой для разработки экраноплана «Лунь». В 1991 году он входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. А потом развалился СССР… Впрочем, до этого момента Ростислав Алексеев не дожил. При Брежневе многие работы были засекречены, он противился этому, пытаясь перевести проекты в гражданскую сферу, на пользу людям, что называется. Учёные и партийные аппаратчики боролись за власть и проекты, в родном КБ Алексеева сначала отстранили от руководства, а через какое-то время вообще понизили до начальника отдела. И это человека, портрет которого даже разместили в зале славы Конгресса США! Многие модели экранопланов на чкаловской испытательной базе просто сожгли. В феврале 1980 года Алексеев умер от плеврита.

В России имя гения отряхнули от пыли и забвения. КБ в Нижнем названо в его честь, как и улица, площади, сквер, музей и школа в Чкаловске и Новозыбкове. Нижегородский государственный технический университет также имеет приставку «Имени Р. Е. Алексеева». Есть парусная регата на Кубок Алексеева, один из новых «Метеоров» – «алексеевский».