27 мая в Ульяновске начал работать кинофестиваль «От всей души». Главным гостем первого дня стал народный артист РСФСР Никита Михалков. Днём в его честь на аллее звёзд на улице Гончарова зажглась пятнадцатая именная звезда, а вечером он провёл творческий вечер. В перерыве между мероприятиями Никита Михалков встретился с журналистами на брифинге. Основные темы разговора — в нашем материале.
Россию как Россию создаёт провинция
— При Союзе кинематографистов России есть Фонд помощи региональному кино. Я считаю, что малая родина — это основа большой страны. Есть «Сириус» и «Таврида», но они должны быть в каждом регионе. Мне думается, что правильно воспитывать человека на малой родине, чтобы ему было самодостаточно там работать и у него были все возможности для этого.
Я не хочу сказать ничего плохого о величайших университетах и институтах Москвы, Санкт-Петербурга и других больших городов. Россию как Россию создаёт провинция — в ней нет ничего унизительного. Это всего лишь отдаление от центра. Там есть своя культура. Величайшие представители нашей науки, культуры и искусства родились и жили далеко от столицы. Поэтому их работы стали такими мощными.
Об участии в фестивале
— Бывают фестивали, которые проводят для отмывания денег, бывают фестивали, потому что кому-то захотелось их провести. Бывает и так, что фестивалей больше, чем фильмов. Но есть знаковые, которые возникают вокруг личности, события или достопримечательности региона. В данном случае Валентина Михайловна стала центром события с понятной идеологией — семейное кино. Я считаю, что это правильная задумка. С удовольствием принял приглашение и увидел очень трогательных людей. К тому же президент фестиваля мой ученик, надо поддержать. Ульяновск — знаковый город, так хочется назвать его Симбирском!
Ульяновскую область первую занесут в «Атлас театральной России»
— Открываем новый театр в Москве, который будет называться «Мастерская «12» Никиты Михалкова. Мы договорились с министерством культуры, что на одну неделю в месяц будем отдавать сцену региональным театрам, которые сами будут выбирать репертуар. Это называется «Театральный атлас России». Соревнований нет, просто даём площадку. Уже есть около 18 заявок. В здании невероятный интерьер. Театр оснащён самым современным оборудованием, вплоть до того, что сцена выдвигается, на ней можно разместить оркестр в 100 человек. Развивать провинциальный театр так же важно, как и региональное кино.
Уточним, в ходе рабочей встречи губернатора Ульяновской области Алексея Русских и Никиты Михалкова решено, что Ульяновская область в январе 2026 года станет первым регионом страны, который примет участие в фестивале «Атлас театральной России».
Возвращение к поиску смыслов
— Я считаю, что нам СВО Бог послал. Потому что мы проснулись, увидели, кто есть кто, что есть что. Этот морок стал, как пелена, сходить с глаз. Все думали, что без голливудского кино отрасль умрёт. Произошла невероятная история, точно так же, как и с экономикой. Люди начали думать о себе и о том, что нужно зрителям. Появилось семейное кино. Картина «Батя 2: Дед» собрала полтора миллиарда рублей. При этом стоит копейки. Потому что люди на неё ходят семьями и не по одному разу. Картина «Кракен» собрала почти миллиард. Выяснилось, что мы можем. Не умер ещё в нашем кинематографе тот поиск смыслов, который давно умер в голливудском кино и вообще в европейском.
«Оскар» перестал быть борьбой художников, он стал борьбой идеологий. С Каннами и Венецией то же самое. Именно поэтому мы создали Евразийскую киноакадемию и премию «Бриллиантовая бабочка», куда могут быть приняты на соискание премий картины из евразийского пространства, но отвечающие национальным, семейным, религиозным, историческим, традиционным ценностям. Это возвращение к поиску смыслов. Поэтому, моя точка зрения, американское кино должно быть квотировано. Как это сделано во Франции и Китае.
Мы потеряли поиск смысла. Возникла ситуация, при которой попасть на большой иностранный фестиваль русской картине можно только в том случае, если она поливает грязью свою страну. Это входной билет. И на это повелись, стали снимать такое кино. А потом сказали: «Помогите мне жить, а не топите меня!»
И появилось кино, которое стало национальным кинематографом. А что такое оказалось национальный кинематограф? Это советское кино. Максимум прибыли, имея в виду не только деньги, но и зрительский успех, собрали фильмы: «Движение вверх», «Легенда №17» и «Батя».
Поэтому сегодня я возлагаю большие надежды на отечественный кинематограф. Возьмите нашу студию «ТРИТЭ», наши картины — «Бременские музыканты», «Движение вверх», «Легенда №17», и «Утомлённые солнцем», и «Солнечный удар». Какие-то не топовые с точки зрения кассы, но в них есть смысл. Мы не сделали ни одной картины, в которой нет смысла или его поиска.
Работа с Китаем будет сложной
— Перспективы совместного кинопроизводства с Китаем — огромные. Я работал в Китае, снимал «Ургу». Очень хорошо отношусь к китайским коллегам. Вообще евразийские фестивали — это возможность показать нашему народу другой кинематограф. Мы его не знаем. Когда я был на Пекинском фестивале, я посмотрел китайские картины. Потрясающие! Это мощно, профессионально, наполнено огромной культурой. Это страна, которая придумала всё для войны и мира: порох, бумагу, тушь. Порох, чтобы воевать, бумагу и тушь, чтобы писать мирные соглашения. Построила стену в 4 тысячи километров. И сравнить эту культуру, например, с 270-летней — нельзя. Поэтому работа с Китаем будет сложной, там не всё так просто, другой менталитет, но мы единственный реальный мост между Востоком и Западом. После того как Китай принимает наш оркестр, балет и театр, думаю, что сотрудничеству быть.
Анастасия Сорокина