В немного необычном формате на теплоходе «Герой Юрий Эм» власти региона и города встретились 23 сентября, чтобы обсудить проблемы развития речпорта, набережной и транспорта. Нужны новые корабли, много денег, продуманные решения. Разбор деталей от Media73 – в большом материале ниже.
Открывал встречу с участием губернатора Алексея Русских глава Корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслан Гайнетдинов. По его словам, развитие акватории Волги в районе Ульяновска, это концепт стратегической многолетней работы, которая объединит усилия многих министерств и ведомств, федеральных и региональных.
«Традиционно, увы, что Симбирск, что Ульяновск, не имели нижней набережной. Мы должны исправить ситуацию. Нижняя набережная в Ульяновске – концептуальная идея», – отметил Гайнетдинов. – Это большая интересная территория, которую нужно превратить в комфортную для ульяновцев и туристов. Можно войти в несколько нацпроектов с этим, в несколько госпрограмм, в ФКГС – формирование комфортной городской среды. Нужно берегоукрепление, очистка заливов Волги, которые заросли за последние 10-15 лет и недоступны сегодня ни ульяновцам, ни туристам, ни тем, кто занимается рыбохозяйственной деятельностью. Нужны круизные и яхтенные проекты, нужно вовлекать в оборот берега Волги и саму реку».
Алексей Русских: «Зарастём водорослями и мхом?»
«Волга – великая река. К сожалению, мы как хозяева такого богатства используем его не полностью. Наш город, расположенный сразу на двух реках, стал практически сухопутным. Во время навигации к нам заходит меньше сотни судов. На 31 июля 2021 года их число было всего 48, где находилось 8 тысяч 500 пассажиров. Такое положение дел нас не устраивает! В лучшие времена к нам заходило более трёхсот судов. Как мы будем воскрешать водную туристическую отрасль региона? Перспективы тут огромные при правильном подходе к делу. Мы должны обеспечить регион современной речной транспортной инфрастуктурой, гидротехническими и портовыми сооружениями, благоустроенными транспортными путями, инженерными и коммунальными сетями. Нам необходимо берегоукрепление, благоустроенная набережная в областном центре. Важно развивать систему круизных туристических маршрутов, пассажирских перевозок по Волге, как на длинные дистанции, например, Москва – Самара или Москва – Астрахань, так и на короткие, вроде маршрутов Казань – Самара. Главным инструментом для всего этого я считаю участие области в нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства». Только с федеральной поддержкой и федеральными деньгами мы сможем изменить текущее положение дел. Не получится включиться в нацпроект, наш речной порт и акватория Волги так и будут покрываться водорослями и мхом».
Как и за сколько возродить парк «Приморский»
Затем выступил глава Ульяновска Дмитрий Вавилин. Контрбанкет РЖД (на фото), который делало стройподразделение ОАО «Ульяновский речной порт», после введения в эксплуатацию переходит в муниципальную собственность. Он может стать частью благоустройства набережной.
«В РЖД пояснили, что на контрбанкете нельзя возводить серьёзные сооружения на фундаменте, но возможен парк, благоустройство, озеленение, лавочки-скамейки. Это хорошая территория рядом с парком «Приморский». Мы провели в парке, пока только на минимальном уровне, санитарную обрезку, 160 деревьев спилили. Администрация составила концепцию развития «Приморского», увязываем её со всем благоустройством набережной Волги в Ульяновске. По минимальным оценкам в 2022 году требуется вложить 40 миллионов рублей для восстановления там тротуаров и дорожек, что там были исторически. Есть возможность сделать это в рамках нацпроекта БКД и по программе ФКГС. Лет 15 назад там ещё была какая-то жизнь, объекты питания и соцкультбыт. Но после ввода в действие правил по транспортной безопасности, через территорию речпорта туда нельзя зайти, жизнь в парке остановилась. Будущее благоустройство предполагает соединение парка «Приморский» и территории под парком Дружбы народов в одну линию, планируется создание здесь круглый год работающих объектов. Зимой – для горнолыжного спуска и трасс под сноуборд, например. Летом – это велодорожки, маунтинбайк, и, конечно же, пляжный отдых. Концепцию мы упаковали в проекты. Заявка на получение бюджетных инфраструктурных кредитов в эту логику попадает, обсуждали тему с Минстроем России. Она поддержана, но нужно самим в Ульяновске окончательно решить, заходим мы с этой историей в Минстрой, или нет. Возвращение к жизни парка «Приморский», нижней части парка Дружбы народов и всей этой набережной мы оценили в 1 миллиард 400 миллионов рублей. Это без строительства пассажирского причала. Причал на 1000 квадратных метров оценили в 2 миллиарда. Но есть варианты и поменьше, например на 700 миллионов рублей. С 1 октября Минстрой России переходит на конкурсные отборы помимо лимитов через конкурсные заявки. Бюджетная окупаемость – 15 лет», – рассказал Вавилин.
О проблемах речпорта и цене на дизтопливо
Учредитель АО «Ульяноский речной порт» Марат Якупов сообщил, что в лучшее время в речпорту работало семь единиц пассажирских судов типа ОМ «Московский», девять скоростных теплоходов типа «Метеор», один теплоход морского класса «Комета». Максимальное количество пассажиров было 600 тысяч за сезон, если считать все местные линии и большие пароходы. Последний хороший результат датируется 1991-м годом, 451 тысяча пассажиров за сезон. Во время СССР была не просто дотация, а в виде дизтоплива, по 7-9 копеек. Сегодня, как сказал Якупов, дизельное топливо дороже бензина.
«Также во время Союза у нас работало 22 портопункта, после приватизации они были на балансе ульяновского речпорта. Но потом Росимущество их забрало с нашего баланса, потому что АО не имеет права безвозмездно ими пользоваться. Они нам сдали только пассажирский причал в речпорту Ульяновска. Красный Яр, Криуши, Новоульяновск – всё у Росимущества... Нам не удалось их взять даже в аренду. Внутриобластные перевозки сошли на нет, причальные стенки в этих местах разрушены. По грузовому порту. Сейчас мы имеем более 40 плавединиц, в этом плане мы более мощный порт, чем в Самаре, Тольятти, Волгограде, от Казани отстаём в полтора раза. От пассажирских перевозок у нас осталось три теплохода: «Герой Юрий Эм», «Московский-20» и маленький теплоходик «Аргонавт». В этом сезоне к нам зашло 79 больших теплоходов, это 13 тысяч 193 пассажира. В 2020 году было 43 теплохода, причина – коронавирус. В 2019-м был 101 теплоход. Часовые местные прогулки в этом году дали нам 36 тысяч 850 пассажиров», – рассказал владелец речпорта.
Затем он озвучил системные проблемы. Первая – мы живём и работаем на водохранилище, волны, ветер, Ульяновску нужен класс судов «О», класс «Р» - недостаточен. Поэтому, уверен Якупов, тут дорогие причальные сооружения.
Русских спросил, может ли служить причалом дебаркадер. Якупов ответил, что в водохранилищах России от них постепенно отказались, в СССР они были класса «Р», после трагедии с «Булгарией» требования ужесточили.
«Вторая системная проблема – запрет движения по грузовой восьмёрке после оползня 2016 года. Наша основная прибыль идёт от продажи инертных материалов, песок, щебень, за счёт чего мы дотируем пассажирские перевозки. В других регионах ПФО есть дотации из бюджета, у нас — нет. Третья проблема — нет свободного доступа туристов и пассажиров в речной порт и на пляж. Ещё аварийное состояние путепровода. Он закрывался в 97-98 годах, в 2005 году ввели в эксплуатацию. После оползня опять ограничили движение до 2,5 тонн. Он ползёт, его плохо сделали... Ремонт пешеходного моста — тоже проблема. Если его реконструировать, то нужно исключать мост из оползневой зоны. Организация автобусного сообщения, ремонт дороги по Нагорной, стройка на станции «Ульяновск II» с возможным доступом к речному вокзалу и автостанцией. Это всё вопросы... Если пустят анонсировавшийся железнодорожный автобус у нас, почему бы не сделать на «Ульяновск II» остановку для пассажиров, это ведь, по сути, центр города, пляж».
После Якупов показал проект «Симбирская кругосветка» (на фото), который соединил бы Ульяновск, Сенгилей и Красный Яр в «кольцо» под теплоход «Московский-20».
«Скоро покупаем второй такой теплоход. Думали про суда на подводных крыльях, это «Метеоры» из Зеленодольска или новые «Валдаи» из Нижнего. Цена – 410 миллионов», – сказал учредитель АО.
Проблемы с заходом в порт, новый причал под парком Дружбы народов
Глава Агентства по туризму региона Денис Ильин рассказал, что наши турпоператоры этой осенью ведут работу с судоходными компаниями, чтобы в 2022 году выйти на показатель в 100 теплоходов в речпорту за сезон. В основном они останавливаются в Ульяновске на три часа. Идут туристы чаще всего по Ленинским местам.
«Известная проблема, природно-географическая, это долгий заход и выход кораблей в порт Ульяновска, что снижает его конкурентоспособность, по сравнению с Чебоксарами, Казанью, Нижним Новгородом и Самарой. Другая проблема – стоимость стоянки на родине Ленина намного выше, чем у соседей, почти в три раза. Факт: в Татарстане на содержание причалов выделяется 65 миллионов рублей, в Самаре – 45, в Чувашии – 6,5, в Тольятти – пять, в Ульяновске – ноль», – заявил Ильин.
Русских поручил Ильину провести переговоры с судоходными компаниями и выяснить, на каких условиях они были бы готовы не игнорировать Ульяновск, а делать тут остановку с туристами. Первый вариант: три часа. Второй: на целую ночь.
Глава области также уточнил, где нужно построить новую причальную стенку между Императорским и Президентским мостом, чтобы это было выгодно судоходным компаниям. Сошлись во мнении, что это створ бульвара Пластова, если смотреть из центра города вниз на берег Волги.
Губернатор также выразил недовольство тем, что фуникулёр в парке Дружбы народов давно не работает и про него все забыли.
«Много обращений ульяновцев. Готов встретится с владельцем Олегом Гаевским и обсудить вопрос. Канатка — важная часть туристической инфраструктуры берега Волги», – заявил Русских.
В области на следующей неделе ждут главу «Ростуризма» Зарину Догузову, которой представят разные проекты развития акватории Волги.
Область купит три новых «Метеора»
Министр транспорта Ульяновской области Евгений Лазарев заявил, что можно, как и Чувашия, приобрести для развития пассажирских водных перевозок, два «Валдая», но они класса «Р». Нам нужен класс «О».
«Я разговаривал с руководителем КБ в Нижнем Новгороде, которое разработало «Валдаи». Он считает, что в акватории Ульяновской области «Валдай» ходить не может, слишком большая волна. Есть программа льготного лизинга на 15 лет. Предлагаю приобрести в лизинг три «Метеора», – предложил губернатор Алексей Русских.
По его словам, можно объединить средства Ульяновской и Самарской области, Татарстана для создания совместного проекта.
«Рустам Минниханов не против, я с ним говорил. С Азаровым поговорю. Есть возможность организовать водные перевозки граждан в Самару и Казань, а от них – к нам», – сказал Русских.
Цену билета для пассажиров региональный Минтранс уже посчитал, она составит от 800 до 1,5 тысячи рублей.
Лазарев сообщил, что по договорённости с РЖД область за свой счёт обустраивает пешеходный переход в районе бывшего поста ГИБДД к центральному пляжу. Сейчас он, по сути, «вне закона» и опасен. РЖД делает свою составляющую в районе Белого Ключа. Решения по открытию грузовой восьмёрки для перевозок пока не нашли. Нагорную в 2022 году приведут в нормативное состояние.
Лазарев также сказал, что скоро, возможно, появится новый нацпроект по развитию в России водного транспорта, и Ульяновская область может в него войти. Заявка готова.