Нормальные люди годы измеряют летом, потому что это время года более значимо для них. А моржи – измеряют годы зимами.
Павел Зимин.
В марте 70-летний юбилей отметил один из самых удивительных людей нашего региона. Морж с почти 55-летним стажем, волонтер, активный последователь и пропагандист здорового образа жизни и закаливания, участник различных спортивных соревнований, поэт, лето-, а точнее, зимописец ульяновского моржевания Павел Зимин. В интервью Медиа73 Павел Петрович рассказал о заплыве по Волге, о тех, кому не стоит моржевать, и почему сравнивает холод с ножом.
- Павел Петрович, как встретили юбилей?
- День, можно сказать, прошел, как обычно. Сбегал на речку, искупался и сделал зарядку. Сходил в магазин, а там уже и гости пришли – посидели немножко.
- С того дня, как вы в первый раз окунулись в прорубь, прошло более полувека. Хорошо помните тот день?
- Мне было 16 лет. Поехал я по Свияге на лыжах. Еду и вижу прорубь метров на шесть-семь длиной, только вскрытая, парит. Но там было людно, и я постеснялся купаться. Отъехал подальше, взял лом и бил часа два по этой ледяной каше. А в том месте оказывается мелко было, дно все в тине. Меня это не остановило, я окунулся, а домой пришел в ледяной корке, весь обледенелый и замерзший. И вот с 1981 года каждый день купаюсь.
- Расскажите об Ульяновском клубе моржей.
- Клуб создан более 15 лет назад. Мы обсуждали эту идею Владимиром Вальцевым, который провел грандиозную работу по созданию клуба. Я восхищаюсь им. Можно сказать, что это был своего рода эксперимент: можно ли объединить людей каким-то одним делом? Оказалось, да. К нам в клуб моржей пришли очень разносторонние люди – кто-то играет на музыкальных инструментах, поет, занимается туризмом.
И этот клуб был задуман в том числе, для того, чтобы объединить наших людей за счет спорта, моржевания.
- Помимо волонтерской деятельности, чем еще увлекаетесь?
- Стихи пишу, хожу в клуб поэтов. Я веду летопись, а точнее зимопись моржевания – альбом о наших моржах. До сих пор посещаю клуб любителей бега «Ювенис», в который записался еще в 1986 году. Помню, бегали марафоны, бывало и по 100 километров. Два года учился на гитаре играть, а потом началась СВО, и все силы бросил на маскировочные сети.
- Как вы начали помогать фронту?
- Я начал помогать плести маскировочные сети в специальных пунктах. Уже потом начал заниматься этим дома, каждый день. Суммарно мы сделали уже около 250 сетей. И ребята с передовой пишут, что именно наши сети спасли шесть человек. Ради такого стоит этим заниматься.
Кроме того, в пунктах плетения я помог оптимизировать процесс. Первоначально там резали ткань вручную, а это огромный объем работы. В интернете подсмотрел как можно автоматизировать это дело, и сделал 13 станков для разрезки ткани. Плетение стало эффективнее и быстрее.
Хочу отметить, что в этом волонтерском деле очень помогает церковь. Прихожане и окопные свечи льют, и носки вяжут. А когда собирают посылки, помимо прочего, кладут туда мои стихотворения.
- Как вы покоряли Волгу?
- 15 лет назад на пляже загораю и думаю: «Жизнь прожил, а Волгу не переплыл». Пошел к товарищу, взяли лодку, надел ласты и рано утром я первый раз переплыл Волгу. Справился за 1 час 37 минут. Плыл от Речного порта на заволжский берег.
- Не страшно плавать на огромные дистанции в водоемах такого масштаба?
- На момент того заплыва мне было уже 55 лет. Плыву и чувствую, руки не поднимаются, все окаменело, а нужно плыть дальше. В такие моменты становится боязно. Тем не менее, с середины реки открывается впечатляющий вид, ракурс на Волгу становится совершенно другим.
- С высоты опыта, что можете рассказать про моржевание?
- Главный вывод, что я сделал за все эти года, знаете какой? Холод вреден для здоровья… но строго дозированный, наложенный на сильный и здоровый организм, может быть полезен. Холод можно сравнить с ножом. Ножом можно сделать операцию, а можно зарезать кого-то. Например, вы заразились вирусом, но в прорубь вы же не полезете. Это неправильно.
- Поделитесь собственными наблюдениями, что в этом деле не стоит делать?
- Не следует окунаться с головой. Приходишь на речку, до работы. Еще ночь. Температура под -20, ветер. Окунешь голову, волосы встанут колом на морозе. Куда с такой головой идти?
Как я считаю, настоящих исследований по моржеванию очень мало. Этот процесс еще мало изученный, и всем рекомендовать его нельзя. К примеру, в книгах написано, что детям не следует моржевать раньше 16 лет, потому что у них объем тела меньше, и они быстрее самоохлаждаются. Кроме того, холод влияет на психику. При длительном купании наступит торможение, усталость. Я все это прошел уже на своей шкуре.
- Летом как обходитесь без проруби?
- Ходим купаться и летом, и зимой. Окунуться, зарядочку и пробежка. В любое время года. Зимой закал-бег очень полезен для человека. В тихую погоду, градусов в –5 полезно бегать.
- Что можете посоветовать будущему моржу?
- Совет простой: надо сесть и подумать, зачем тебе это надо. Бывает, в моржевании люди ищут выход из своих жизненных коллизий. Это ошибка, на мой взгляд, потому что моржевание гораздо шире.
Первым делом, нужно пойти в больницу, пройти обследование и взять у терапевта разрешение, что человеку можно этим заниматься. Есть множество пунктов, при которых моржевание противопоказано.
Кроме того, следует начинать постепенно. В чем заключается эта постепенность? В том, чтобы проверить реакцию организма. Потому что даже у здоровых людей организм может не принимать холод. Также, я думаю, что морж желательно должен быть плотным человеком, с «толстой» кожей и небольшим количеством жира. Важно, не купаться одному, речь идет прежде всего о безопасности. Всякое может случиться.
Поэтому, для тех, кто хочет начать, советую приходить в наш клуб, в сообщество единомышленников. Знающие люди всегда подскажут и помогут.
- Павел Петрович, какие планы на будущее?
- План у нас сейчас один – нам нужно победить врага. Хочу, чтобы Россия, наши дети и внуки жили, наш дух закалялся, и все было хорошо.
Александр Степанов