Яндекс.Метрика
ВМФ России: вами гордится держава!
10:4729 июля 2018

День Военно-Морского флота России, это, по сути, ещё один практически национальный праздник. Ещё бы: в стране целых четыре флота – Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский, Северный, Каспийская и Азовская флотилии.

История российского флота насчитывает несколько столетий. В стародавние времена моряки отмечали свой профессиональный праздник в день святого Николая – покровителя моряков и путешественников. Он также неразрывно связан с именем Петра Первого, который в 1688 году основал на Плещеевом озере первую верфь для постройки так называемого «потешного» флота императора. И кто тогда мог предполагать, что «игрушечные» суда лягут в основу создания мощного флота, который заставит говорить о себе весь мир. Строительство продвигалось быстро. Уже к лету 1692 года в состав флотилии входили несколько десятков судов, в том числе её краса и гордость 30-пушечный фрегат «Марс».

Но этого было явно недостаточно. Россия нуждалась в торговых отношениях с государствами Европы. Устье Дона и низовье Днепра могли бы обеспечивать водный выход на европейские просторы. Но здесь хозяйничала Османская империя, с которой у Петра сначала возникли разногласия, а потом начались военные конфликты. Нужен был мощный флот, чтобы противостоять туркам. Надо знать силу воли, ум и огромную энергию императора, чтобы не удивляться тому, что он сумел создать такой флот всего за одну зиму. Начал с того, что пошёл за помощью к своим западным союзникам – королю Польскому и императору Австрийскому. Они в ней не отказали, прислали опытных инженеров, корабельных дел мастеров и оружейников-артиллеристов. Не откладывая дел в долгий ящик, заложили под Москвой брандеры и галеры, а на воронежских верфях приступили к строительству первых в России огромных по тем временам 36-пушечных кораблей «Апостол Павел» и «Апостол Петр».

Государь предусмотрел всё. Помимо основного строительства он приказал построить вспомогательный флот в виде одной тысячи стругов, нескольких сотен морских лодок и прочных плотов, предназначенных для пользования сухопутной армией. Их строили в Козлове, Сокольске, и Воронеже, на верфи которого, кстати, в начале весны 1696 года начали свозить для сборки части крупных кораблей. Уже в конце апреля того же года суда были спущены на большую воду.

19 июля 1696 года русская армия, опираясь на мощную поддержку боевых кораблей, решительным штурмом взяла турецкую крепость Азак, ныне город Азов. Так была одержана первая крупная победа за выход к морю, которая стала началом формирования Азовского флота.

Но это были только первые шаги. Для решения оборонных вопросов Петр созвал Боярскую думу и, что называется, поставил вопрос ребром: выстроить «караван морской али флот?» Дума постановила: «Быть морским судам!» И положила начало существованию Российского императорского военно-морского флота.

Практически сразу же после этого было принято решение построить 52 корабля и спустить их в Воронеже на большую воду уже к апрелю 1698 года. На верфях руководили работами более полусотни иностранных специалистов работали на верфях, в два раза больше молодых россиян отправились в Европу для изучения азов кораблестроения.

Судостроительные верфи появились в Ступине, Таврове, Чижовке, Брянске, Павловске. Каждому желающему предоставлялась возможность пройти ускоренные курсы корабельных мастеров и подручных работников. 27 апреля 1700 года произошло знаменательное событие: на Воронежской судоверфи было объявлено о завершении строительных работ на первом линкоре России «Гото Предестинация». Линкор был построен без участия западных специалистов. К этому времени Азовский флот уже насчитывал в своём составе более 40 парусных судов, ещё через год 215, в том числе гребных. Из них, что очень важно, 44 корабля были вооружены почти шестью десятками пушек. Последнее обстоятельство в значительной степени способствовало подписанию мирного договора с Турцией, а также развязало руки для войны со шведами, которые хорошо знали, каким образом можно быстро подорвать мощь русской армии. Их план был безупречен: нанести главный удар по верфям в Архангельске, где полным ходом шло строительство военных кораблей. Они не приняли в расчёт только военный талант Петра, и это была их роковая ошибка. Император узнал о замыслах шведов и тут же дал распоряжение установить по береговой линии обороны батареи, построить мощные укрепления, усилить гарнизон и контроль над судами из Европы, которые курсировали в Белом море. Так в устье Северной Двины, открывавшем путь к Архангельску и его верфям, появилась Новодвинская крепость.

24 июня 1701 года сюда подошла шведская эскадра из 7 судов. Бой длился 13 часов. Но «открыть замок» неприятелю не удалось. Более того, оставшиеся в живых шведы с трудом унесли ноги с поля боя. Это была ошеломляющая победа молодого российского флота. Причём, настолько убедительная, и разгромная, что шведы были уже не в силах даже защищаться от русского десанта на своей же территории. Северная война закончилась для Швеции подписанием Ништадтского мира на выгодных для России условиях, которая впервые заявила о себе как великая морская держава.

В 1802 году в России было создано Министерство морских сил. В 1836 году построен пароходофрегат «Богатырь» с паровым двигателем и гребными колёсами для перемещения. Идёт активное освоение Дальнего Востока. Русские моряки совершили 40 кругосветных и дальних плаваний. Паровой флот окончательно занимает место флота парусного. В 1861 году с верфи сходит первая канонерская лодка «Опыт», оснащённая бронёй. Промышленность уже не успевала за растущими потребностями флота, стало расти количество заказов на постройку кораблей в Германии, США, Франции, Дании.

А потом грянула русско-японская война 1904-1905 годов, которая завершилась невиданным разгромом военно-морского флота России. Большинство боевых кораблей было затоплено, некоторые выбросили белый флаг и только единицы сумели вернуться в Россию. В результате Российский императорский флот с третьего места среди стран-обладательниц сильнейших флотов мира резко скатился на шестое.

Падение было недолгим. Уже в 1906 году начинается возрождение флота. Принято решение о строительстве подводных лодок, 10 из которых в марте того же года вводятся в строй. С 1906 по 1913 год на потребности ВМФ расходуется 519 миллионов долларов. Этого было явно недостаточно, хотя прогресс был налицо. Он, однако, был остановлен революцией и гражданской войной, которые обернулись для российского флота настоящей катастрофой.

В 1918 году корабли ведущего тогда Черноморского флота были или захвачены немцами или потоплены в Новороссийске. В декабре захвачены корабли в Севастополе, которые перешли в руки Вооруженным силам Юга России под командованием белого генерала Деникина и участвовали в боевых действиях против большевиков. В 1921 году вспыхнул кронштадтский мятеж, поднявший моряков Балтийского флота против Советской власти.

Долгое время флоту отводилась второстепенная роль и настоящее его возрождение началось только в 30-е годы. Командовать военно-морскими силами страны было поручено молодому сталинскому выдвиженцу адмиралу Николаю Герасимовичу Кузнецову. Он начинал практически с нуля, заложил основы формирования Военно-Морского флота СССР, который со временем стал атомным, ракетоносным и вышел на просторы мирового океана.

Сразу же после назначения в качестве наркома, Кузнецов внёс предложение о назначении особого «Дня военно-морского флота», который должен был стать не только морским, но и общегосударственным праздником. Сталину идея понравилась и на заседании СНК СССР День военно-морского флота получил всесоюзную «календарную прописку». 31 июля 1939 года советский народ впервые отметил новый праздник.

По мнению экспертов, ВМФ страны располагал наибольшим боевым потенциалом ближе к середине 80-х годов теперь уже прошлого столетия. После распада Советского Союза он фактически был утрачен на Чёрном, Балтийском и Каспийском морях. Россия потеряла крупнейшие судостроительные предприятия. До минимума сократился корабельный состав, урезаны объёмы строительства боевых кораблей. Тот факт, что флот не был уничтожен до конца, эксперты и ведущие морские специалисты называют чудом.

Сегодня, спустя несколько десятков после поистине страшных для страны лет, Военно-Морской флот вновь демонстрирует свою мощь и по праву входит в число ведущих флотилий мира.

Иначе не может и быть. Как говорит губернатор Сергей Морозов, наша страна давно доказала свой статус сильной морской державы. Многие из ульяновцев добились больших успехов в военно-морской карьере, бились за Родину в знаменитых баталиях, походах и войнах. Каждый год около 50 ульяновских призывников выбирают флотскую службу.

«Несмотря на удалённость нашей области от морских берегов, – поясняет глава региона, – ульяновцы вносят значительный вклад в развитие отечественного Военно-Морского флота. Так, например, более полувека сотрудники НПО «Марс» успешно выполняют ответственную задачу по производству электроники полного цикла для нужд флота. Их опыт даёт возможность создавать новые системы на передовом уровне, находить уникальные решения по модернизации средств и систем управления для кораблей ВМФ».

Виктор Никитин