Театр «Странствующие куклы господина Пэжо» из Санкт-Петербурга ставит уличный спектакль для Ульяновского молодёжного театра под названием «Мезозой». Постановку покажут под открытым небом в июне этого года. Художественный руководитель коллектива Анна Шишкина (Матушка Медоуз) рассказала корреспонденту ИА «Медиа 73» об особенностях уличного формата и замысле нового спектакля.
«Странствующие куклы господина Пэжо» — один из старейших уличных театров России, призёр всероссийских и международных фестивалей в Норвегии, Польше и Румынии. Его руководители Анна Шишкина (Скотникова) и Олег Скотников подготовили мастер-классы и лекции для артистов Молодёжного театра. Они прошли с 21 по 24 января. Коллектив научился работать с пространством, изучил интерактивные приёмы и технику работы с маской — всё это поможет актёрам воплотить художественный замысел площадного спектакля.
- В чём принципиальная разница уличного театра от «театра под крышей»?
- На улице нужно играть немного по-другому. Речь идёт о честном отношении к публике, импровизации, способности отходить от канонов и при этом возвращаться в темпоритму и другому позиционированию. Актёр на улице — это комедиант, он стоит на одной плоскости с публикой, даже если он лазает по декорациям. В большей части своего бытия он не товар, в отличие от драматического актёра. Мне кажется, это не совсем осознаваемый, но очень важный момент. Уличный театр длится дольше, чем спектакль. Люди, как правило, собираются за час до начала и смотрят на монтаж. Когда представление заканчивается, зрители могут подойти к актёру, зайти за декорации и ещё долго не уходят с площадки.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее про уличный театр?
- У каждого театра разные подходы к искусству и это прекрасно, потому что уличный театр — это лаборатория, в которой всё время варятся новые форматы. Многие из них, кстати, приходят на сцену. Однако не каждый спектакль, который проходит на улице, является уличным. Мы разделяем уличные спектакли от науличных. Науличный можно играть на открытом пространстве, но на сцене ему лучше, он там звучит интереснее. Уличными спектаклями мы называем те, которые невозможно перенести в закрытое пространство или при переносе эти спектакли теряют своё художественное значение.
- Могут ли выступать в уличном театре те, кого не приняли в театральный институт?
- Нет, уличный театр — это совершенно особенная и развитая культура. Существует Российский союз уличных театров и артистов, любой желающий может зайти на сайт и посчитать, сколько театров и фестивалей существует у нас в стране. В прошлом году специально бегло посчитала, прошло более 40 фестивалей уличных театров. Это, не считая смежных, в которые были включены уличные спектакли. Конечно, некоторые из них были небольшие и проходили в наших провинциальных городах.
- На улице крупных городов часто можно встретить тех, кто выступает под открытым небом, что для этого нужно сделать?
- Существуют люди, которые играют в шляпу, они называются баскерами. Это очень интересное отдельное искусство. Сейчас уже во многих крупных городах есть положения, которые узаконивают их игру. Можно подать заявку, чтобы выйти на улицу в определённое время. Такие герои перестают быть маргиналами. Тем не менее, уличные театры — это, конечно, маргиналы относительно театрального сообщества в общем смысле этого слова. И такими останутся навсегда, потому что такова их природа. Уличный театр, как и любой другой, может быть профессиональный и любительский, талантливый и бездарный, развлекательный и глубокий, бесконечно нудный и чрезвычайно катарсический, но он другой.
- Как зародилось сотрудничество Молодёжного театра и петербургского коллектива «Странствующие куклы господина Пэжо»?
- Лекции по уличному театру у нас проходят во многих государственных и негосударственных драматических и кукольных театрах. В этом отношении Ульяновск идёт в ногу со временем. В дальнейшем можно договориться, чтобы этот уличный спектакль перерос в фестиваль уличных театров, и это будет естественно. Потому что ваши соседи — старейший уличный театр «Пластилиновый дождь» из Самары. На Волге тоже должны расцветать эти фестивали, тем более что у вас такие прекрасные соседи.
- В основу нового спектакля лёг культурный код региона, какие детали вы для себя отметили?
- Регион у вас совершенно уникальный, мы уже придумали пять спектаклей. Это было очень весело и интересно. Ульяновская область — это регион-кулебяка, в нём культурные пласты накладываются многослойно, как в знаменитом русском пироге. Мы собрали много цитат, которые классики и знаменитости оставили о вашем замечательном городе Симбирске. Они войдут в постановку.
- О чём будет постановка?
- Я была очарована вашим динозавром и аммонитами. Спектакль мы назвали «Мезозой». Это не значит, что он будет про динозавров. Но вдохновил меня именно палеонтологический парк. Мне показалось это чудесным. Живём на дне — это завораживает.
- Справилась ли с новым форматом ульяновская труппа?
- Они очень подвижные ребята и чрезвычайно прокаченные, быстро осваивают новые принципы театрального взаимодействия с публикой. Сейчас мы расстаёмся, а дальше наш театр в мастерских будет создавать декорации и костюмы.
- Каким навыкам вы хотели научить ульяновских актёров на тренингах, которые проводили?
- Мы занимались обучением по работе с маской. Вырастает мысль, что ребята смогут играть в них. У нас было несколько методик по ней, потому что принципиально и исторически мы — театр маски, и почти не играем с текстом. Сейчас только начали. Учились пластике и партнёрству. Это всегда довольно сложно для драматических актёров, происходит слом шаблонов.
- Какой вид уличного спектакля выбрали для Ульяновской области?
- Мы ставим площадной спектакль по решению руководства театра. Оно мне кажется естественным, потому что есть различные форматы существования театра на улице, но площадной – самый архетипичный. Тем более Симбирск — это город ярмарок. У вас было три ярмарки, самая крупная из них Соборная. На ней была линия балаганов.
- Площадка для проведения спектакля уже выбрана?
- Пока нет, это связано не только с театром, но и с инфраструктурой города. Было бы символично представить его на Соборной площади, но ему будет там холодновато, он всё-таки не очень крупный.
Анастасия Сорокина