Яндекс.Метрика
Крещение Руси: один народ, одна страна, один Бог
12:3028 июля 2018

28 июля отмечается праздник Крещения Руси и День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, известного в истории как Владимир Красное Солнышко. Именно при нём на Русь пришла православная вера. Если брать нынешнее время, то официально праздник Крещения Руси отмечается в России с 2010 года по указу президента страны.

На самом деле всё было не так однозначно. Отдельные историки с фактами в руках поясняют, что князья Аскольд и Дир с боярами и частью народа приняли крещение в Киеве от епископа из Константинополя в середине 860-х годов. Другие склонны утверждать, что это произошло во времена Василия в 867-886 годах. Третьи убеждены, что крещение происходило во времена патриарха Игнатия в 867-877 годах.

В других древнейших источниках сказано, что первой из правителей Древнерусского государства христианство приняла княгиня Ольга, бабка князя Владимира. И было это в 957 году. Откуда такая точность? В том году Ольга с большим посольством имела визит в Константинополь. Она ставила своей целью добиться крещения и признания равенства с Византией. При крещении она получила имя Елена.

Археологи тоже стоят на той позиции, что распространение христианства на Руси имело место до официального акта её крещения. По крайней мере, с середины Х века в погребениях знатных людей того времени уже встречаются первые нательные кресты. Вот и «Повесть временных лет», не вызывающая сомнений в своей достоверности, прямо говорит, что до крещения князя Владимира на Руси имело место «испытание вер». Так, в частности, первыми в 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар. Они предложили ему перейти в ислам и рассказали о своих обрядах, которые необходимо соблюдать. Когда дошла очередь до запрета на питьё вина, князь резко отверг предложение булгар вошедшей в историю фразой: «Руси есть веселие пити».

Посланцы от Римского папы вознамерились было рассказать , что них пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу Божию». Дальше Владимир слушать не пожелал: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Хазарские иудеи пришли с предложением к Владимиру принять иудаизм. Тот знал, что его отец Святослав разгромил Хазарию, а потому сразу же спросил посланцев, где ныне их земля. Те вынуждены были признать, что своей земли у них нет и они рассеяны по другим странам. Владимир указал им на дверь.

Затем прибыл византиец, который в русских летописях за его мудрость назван Философом. Он подробно поведал князю о библейской истории и христианской вере. Тот благосклонно выслушал, однако, призвал на совет своих бояр. Решено было побывать на богослужениях у немцев, мусульман и греков, а потом сравнить. Самые сильные впечатления получили посланники, побывавшие в Константинополе. Они так и докладывали князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». Сомнений у Владимира не осталось: он сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Историки полагают, что принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства, его военного и экономического роста. И в 988 году присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство стало крестить киевлян в водах Днепра.

После крещения Владимир, известный доселе как жестокий правитель и воин, для которого человеческая жизнь не имела никакой цены, полностью преобразился. Его правление отмечено невиданным явлением: благотворительностью, исходящей от государственной власти. Князь лично содействовал устройству больниц и богаделен, пропитанию неимущих киевлян, строительству и украшению храмов, открытию школ и подготовке духовенства.

Достоверно известно, что крещение Руси было болезненным для народа и встречало сопротивление православной культуре, особенно в Новгороде. А в Ростове и Муроме оно и вовсе продолжалось вплоть до 12-го века. Тем не менее, процесс христианизации шёл достаточно успешно. Дело в том, что Русь имела устойчивые связи с Болгарией, которая в то время была центром славянской культуры, а потому частично была уже «ославянена». Быстро развивалась русская письменная традиция. И уже при сыне Владимира Ярославе Мудром, правившем в 1019-1054 годах, Киев стал одним из европейских центров культуры. Достаточно сказать, что уже в Х-ХI веках, помимо Киева, епархии Русской православной церкви появились в Новгороде, Ростове Великом, Белгороде, Юрьеве. А также в Чернигове, Владимире-Волынском.

История подтвердила правильность выбора. Отказ от язычества и ценности православия сплотили народ, государство, предопределили развитие культуры в государствах Восточной Европы.

Как отмечает в своём приветствии к 1030-летию Крещения Руси губернатор Сергей Морозов, история нашего края тоже богата православной историей и духовным наследием. В канун Первой мировой войны в Симбирской епархии насчитывалось 890 приходов. А потом грянули страшные по своим последствиям богоборческие времена. В 1989 году в Ульяновской области насчитывалось всего девять приходов. Но уже спустя всего 10 лет их стало больше сотни.

Знаковым событием стало открытие в Ульяновске в 2015 году Спасо-Вознесенского кафедрального собора, великое освящение которого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Совместными усилиями церкви, власти и общества восстанавливаются старые и строятся новые храмы. Среди них Богоявленский храм на родине народного художника Аркадия Пластова в селе Прислониха Карсунского района.

В прошлом году Ульяновская область отметила две большие даты: 465-летие со дня совершения первого богослужения на территории нашего региона с участием царя Ивана Грозного и 185-ю годовщину создания Симбирской епархии Русской православной церкви.

«Этот праздник, — говорит губернатор, — мы встречаем с радостью в душе и с чистыми помыслами. Он укрепляет в сознании людей представление о Крещении Руси как важной дате в истории становления нашей страны и судьбах славянских народов».

Виктор Никитин