Яндекс.Метрика
Владыка Лонгин рассказал, зачем нужна память о Победе
8:0628 ноября 2024

В Ульяновске состоялось заседание регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений, которые в этом году посвящены теме «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». Открывая работу чтений, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин обратился к участникам.

«Великая Отечественная война — это незаживающая рана нашего народа. Память о ней сохраняется через многие десятилетия, потому что она затронула в нашей стране каждую семью, каждое человеческое сердце. Десятки миллионов людей погибли на фронтах, в плену, на оккупированных территориях, пострадали от голода и ран, были замучены в концлагерях.

А Победа в этой войне, которую тоже именуют Великой, — это немеркнущая радость и тот опыт, который необходимо передавать следующим поколениям ради их благополучного будущего.

Все мы знаем, что иногда звучат голоса: «Зачем вспоминать о нашей Победе, зачем придавать ей такое большое значение? Жизнь идёт вперед, и мы уже не имеем отношения к подвигу наших отцов, дедов и прадедов»… Да, мы плохие наследники, и забываем уже о многих очень важных вещах. Тем более необходимо нам сегодня размышлять о причинах, значении, уроках военного времени и Великой Победы.

В чём сила духа нашего народа? Что его объединяет, что, наоборот, вызывает смуты и разделения? На чём основана способность человека противостоять злу — и внешнему, и внутреннему? Как сохранять человечность в бесчеловечных условиях? Ценности, за которые можно отдать саму жизнь — какие они?

Я скажу несколько слов о том, в какой ситуации находилась Русская Православная Церковь в предвоенные годы, и какой вклад внесли верующие люди, приближая Победу.

Вскоре после Октябрьского переворота 1917 года началась война государства с РПЦ. Власть ставила своей задачей полное уничтожение Церкви. И к моменту начала войны государственный аппарат Советского Союза методично двигался к этой цели уже более двух десятилетий.

Казалось, цель уже была близка. Церковь лежала в руинах. Из 40 тысяч православных храмов к 1941 году осталось около ста действующих. К примеру, в Москве до революции их было около 460, осталось меньше 15. В Ульяновске было около 40 храмов, к началу войны действовал только один Воскресенский храм. Осенью 1941 года и он был закрыт, из него даже успели вывезти иконы, чтобы устроить в церкви на кладбище зернохранилище…

Большая часть духовенства была уничтожена физически. Неизвестно даже примерное количество людей Церкви, расстрелянных и сосланных в лагеря с 1918 по 1941-й. Как правило, делали это без суда и следствия. Можно говорить о сотнях тысяч пострадавших священников, архипастырей, верующих мирян. «Союз воинствующих безбожников» обещал к 1943 году «закрыть последнюю церковь и ликвидировать последнего попа». На свободе к началу войны оставалось всего четыре православных епископа и меньше 100 священнослужителей.

Однако с первого же дня войны Церковь была со своим народом. 22 июня 1941 года Митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился к «пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» с посланием, в котором, в частности, говорилось:  «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге пред родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может».

Послание завершалось памятными словами: «Господь нам дарует Победу».

Противостояние врагу было поистине общенародным. Победа ковалась не только на фронте. Не меньшим, чем фронтовой подвиг наших воинов, в тяжелейших условиях, стал трудовой подвиг оставшихся в тылу. В помощи фронту участвовали все от мала до велика, вместе переносили трудности военного времени. И не менее важно, что буквально наполнились молящимися оставшиеся храмы. В основном это были женщины, которых потом назовут «белыми платочками»: они день и ночь молились о своих родных — сыновьях, мужьях, братьях, о спасении своего Отечества. Несмотря на десятилетия насильно насаждаемого атеизма, русские люди шли на войну с материнским благословением, крестиком или 90-м псалмом, зашитым в гимнастёрку. Власти пришлось признать, что вера — это огромная объединяющая и поддерживающая сила, что значение не убитого гонениями христианства для жизни народа по-прежнему велико. Поэтому в 1942-1948 годах часть храмов была возвращена верующим, священнослужителей освобождали из ссылок и лагерей.

Нельзя не напомнить и о заметных страницах церковной и военной истории, непосредственно связанных с Ульяновском.

По ряду причин в октябре 1941 году властями было принято решение об эвакуации из Москвы руководства Московской Патриархии во главе с местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Сергием и ряда других религиозных деятелей. Планировалось, что местом их пребывания станет Чкалов (Оренбург). Однако в дороге Митрополит Сергий заболел, и поезд был направлен в Ульяновск. Он прибыл сюда 19 октября 1941 года. Мы, верующие люди, знаем, что за каждой случайностью в нашей жизни стоит промысел Божий. Скорее всего, именно это событие — эвакуация сюда церковного управления — удержала власть от полного и показательного уничтожения Церкви на родине вождя и организатора «Русской катастрофы».

Митрополиту Сергию был выделен сначала «недоразгромленный» Воскресенский храм. Но поскольку он всё-таки очень пострадал, был довольно маленьким, и негде было разместить прибывших, Патриархии был выделен для обустройства бывший католический костёл. Других храмов в городе не оставалось. Митрополит Сергий торжественно освятил этот храм как Патриарший Казанский собор в честь почитаемой на Симбирской земле Жадовской Казанской иконы Божией Матери. Сразу скажу, что в 1959 году и этот храм был уничтожен.

События, которые происходили в Ульяновске в период эвакуации сюда церковного управления, свидетельствуют: Русская Церковь была крайне обескровленной, но дух её был не сломлен. И Церковь вместе с народом делала все, чтобы приблизить Победу — невзирая на то, что сама понесла огромный материальный и человеческий урон.

Митрополит Сергий написал и опубликовал здесь ряд посланий к русскому православному народу, в том числе к христианам оккупированных областей, к жителям осажденной Москвы, с призывами о помощи фронту. К лету 1942 года верующими Ульяновска было собрано более трёх миллионов рублей и необходимые для фронтовиков вещи.

30 декабря 1942 года было опубликовано обращение о сборе средств на танковую колонну: «Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колону танков имени Дмитрия Донского». На собранные Церковью средства было построено 40 танков, поступивших на фронт в марте 1944 года.

На пожертвования православных христиан по призыву Патриаршего местоблюстителя была построена также эскадрилья самолётов имени Александра Невского, в Фонд обороны было внесено более 300 миллионов рублей.

Этот двухлетний исторический период завершила встреча в Кремле главы государства и митрополитов Русской Православной Церкви в ночь с 4 на 5 сентября 1943 года. Церковь получила разрешение открыть духовные школы для подготовки духовенства, начать издание богослужебной литературы и «Журнала Московской Патриархии», и главное — провести избрание Предстоятеля Русской Церкви. 8 сентября состоялся Архиерейский Собор, первый после 1918 года, на котором Митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Этот период «оттепели» был коротким, но удалось что-то сделать для возрождения церковной жизни в России.

Говоря о духовных истоках Великой Победы, я хотел бы подчеркнуть следующее.

Третий рейх стремился уничтожить Россию как таковую. И победили в этой войне не большевизм, не советская идеология. Россия, вопреки всему, не утратила своих глубинных духовно-нравственных корней, не потеряла того лучшего, что всегда было в русском и в других народах, населяющих её просторы, которая в этой страшной беде сумела собрать все свои силы, проявить невероятное  мужество, любовь к своим ближним и своей земле, великую жертвенность и терпение. Но дело в том, что эти замечательные человеческие качества не воспитываются сами собой, не прививаются извне какими-то определёнными мерами. Они были воспитаны в нашем народе православной верой за тысячелетний христианский период его истории.

Надо помнить, что ещё многие десятилетия после Октябрьского переворота власть пользовалась потенциалом, накопленным дореволюционной Россией — православной Российской империей. И если говорить о человеческом потенциале, — это были люди, воспитанные в христианстве, которое вошло в их плоть и кровь, и проявлялось в их отношении к самим себе, к ближним, своему делу, своему Отечеству. Недаром большевизм проявлял себя даже не столько как идеология, а как квазирелигия. Он ставил самые высокие цели: всеобщей справедливости, равенства, братства, взаимопомощи. А дело в том, что высоким понятиям о человеческой жизни, её цели и смысле есть место только в религиозном обществе.

Ещё несколько лет назад многим казалось, что уроки той войны и Победы имеют для нас лишь историческое, сугубо теоретическое значение. Это неправда. Они имеют самое прямое отношение к сегодняшней жизни каждого человека, определяют способность народа к самостоянию в непростые периоды истории — а разного рода кризисы и военные столкновения, к сожалению, в мире происходят регулярно.

Вот и сегодня на исторических землях Святой Руси ведутся военные действия, гибнут люди. Это страшная трагедия. И у неё есть свои причины. Государственное образование, которое «выросло» на месте братской Украины (иногда говорят, «анти-Россия», то есть общество, враждебное ко всему русскому), возникло в том числе потому, что существовало движение по пересмотру итогов Великой Отечественной войны, превозносились лидеры бандеровских формирований. Буквально за несколько десятилетий стала господствующей идеология, которая привела к катастрофе. Это нужно понимать, и об этом нужно помнить.

Сегодняшним воинам, защитникам нашего Отечества, нужна помощь, — и все приходы епархии оказывают её как делом, так и совместной  молитвой к Богу о победе, о мире на нашей земле», - сказал Владыка.

Фото: Симбирская епархия