Яндекс.Метрика
Петр Головин: «Вся наша жизнь есть пример для учебников»
15:2214 Января 2023

В преддверии 80-летия Ульяновской области мы хотим рассказать о выдающихся жителей региона, которые вносят большой вклад в историю родного края.

Важнейшим этапом в жизни каждого человека является школа. Именно в эти годы ребенок начинает формироваться как осознанная личность, и закладывается фундамент для дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому, помимо родителей, важную роль в судьбе каждого человека играет учитель, который может стать ориентиром и воспитателем. Одним из таких, поистине народных педагогов, является Народный учитель СССР, Заслуженный учитель РСФСР, Почетный профессор УлГПУ, учитель физики Ишеевского многопрофильного лицея Петр Петрович Головин. Он рассказал, как заинтересовать современного школьника, когда можно пользоваться телефоном на уроке и о своем молодом преемнике.

- Петр Петрович, Вы родились за почти четыре с половиной тысячи километров отсюда, как Вы оказались в Ульяновске?

- Я родился на Байкале, но корни мои в Татарстане. В селе, где я учился, была только семилетняя школа, поэтому старшие классы я проходил в селе Старые Алгаши в Цильнинском районе. А потом поступил в УлГПУ и решил остаться здесь.

- С учётом всех Ваших заслуг, Вам поступали предложения работать в столице или в других крупных городах?

- Предложения всегда поступали. Например, с 2019 по 2022 год по неделе работал в Намском, Верхневилюйском, Горном улусах Республики Саха (Якутия). И в этом году пригласили. Шутят, чтобы я остался у них. Но я отказываюсь, потому что есть место, где меня уважают и любят, и так много сделано. Хорошо там, где нас нет.

- Месяц назад открылся педагогический технопарк-кванториум, названный в Вашу честь. Как Вы отреагировали на это?

- Я был на мероприятии в Якутии, и в это время поступил звонок из УлГПУ. Сначала был ошарашен, как это, я же живой еще, нехорошо. Отнекивался, но мне привели множество примеров, когда удостаивают такой чести при жизни. Кстати, позже я узнал, что выбирали между мной и Дмитрием Ивановичем Менделеевым, наши земляки поддержали мою кандидатуру. Честно говоря, мне первое время было очень неловко, хотя и приятно.

- Сейчас Вы продолжаете работу над какими-то проектами?

- Проектов всегда много. А недавно губернатор собрал совещание, на котором обсуждалось, как нам встретить и проводить Год педагога и наставника, и мы с сыном презентовали ему свои авторские учебные наглядные комплекты.

- Ваш сын продолжает Ваше дело?

- Да, он собирается стать учителем физики и ничего другого себе не представляет. Пётр Петрович-младший поступил в Ишеевский лицей сразу во второй класс, экстерном сдав тесты за первый. Сейчас учится в девятом классе городского лицея при УлГТУ.

Мы вместе создаем учебный комплект, по которому работают тысячи школ в России, странах СНГ и даже в республиках Прибалтики. Пока он является моим ассистентом, но, надеюсь, он станет соавтором всех моих пособий. Главное, что ему это нравится.

- Получается, формируется династия Головиных-педагогов?

- Начиная с шестого класса, он уже проводил электродинамические опыты одноклассникам, в детских садах и даже в другом городе. А в феврале нас пригласили в Брянск и уточнили, чтобы он вместе со мной приехал. То есть он будет работать с младшими и средними классами, а я со старшими и с учителями.

И я всегда говорю ему так: «Мой папа умел плести лапти, и он меня этому научил, я кое-что умею другое – я хочу тебя этому научить, а ты, в свою очередь, научишь своих детей тому, что умеешь». Вот так передаются знания из поколения в поколение, а из этого формируется человеческая история.

-У Вас огромный педагогический стаж, расскажите, как, по Вашему мнению, изменились ученики за столь продолжительный отрезок времени и изменились ли они вообще?

- Дети они есть дети. Вот какие они были, например, когда я был школьником – любопытными, ищущими, непоседами, такими и остались. Это детская природа.

Другое дело, если мы получали знания, в основном, от родителей и от учителей, из книг и газет, то у них очень много источников информации. Даже во время урока, если возникает вопрос, я говорю ребятам: откройте в телефоне, сейчас быстро посмотрим.

Но у них сейчас много соблазнов. Если мы проводили время на улице и развлекали себя сами, придумывая игры, то современному ребенку все это заменили компьютер и телефон. Играя, они мало получают информации нужной для жизни, вот что меня беспокоит. Это другая сторона медали цифровизации. Поэтому задача родителей и школы – оторвать их от этого и заинтересовать.

- Тогда, как у Вас получается привить интерес к науке?

- Есть в научно-педагогической терминологии такое понятие как функциональная грамотность. Я занимаюсь формированием функциональной грамотности при изучении физики. Например, ты выучил материал и получил хорошую оценку. Тебе приятно, учителю, родителям. А встретится эта тема или ситуация в жизни, сможешь ее объяснить? Школа учит использовать знания, которые дают школьные предметы, чтобы в жизни ты был успешным и функционально грамотным.

Скажем, почему возникает туман, откуда появляется роса, почему возле больших водоемов осенью стоит более мягкая погода, а весной, когда везде тепло и лед тает, здесь прохладно. Все это есть в школьных учебниках физики, и надо уметь это понять. Не просто сухие формулы, а каждый пример уметь расписать, ориентируясь на природные явления.

Вся наша жизнь есть пример для учебников. Мы же изучаем природу, и она едина. И каждый предмет рассматривает и изучает ее с разных сторон.

- Получается, учитель должен подстраиваться под современного ученика?

- Конечно. Современный учитель должен учитывать их клиповое мышление, поэтому информацию нужно подать так, чтобы им было интересно.

- А куда поступают Ваши ученики после школы?

- У нас очень много поступают из ишеевского лицея в Педуниверситет, в Технический и УлГУ.

Кстати, этой осенью, когда я вручал абитуриентам УлГПУ студенческие билеты, я попросил дать голос, кто из Ишеевки. И знаете, это был не один голос. Мне показалось, что половина аудитории кричит и мне руками машет. Было очень приятно. Получается, мы – педагоги, не отбили у них охоту стать учителем.

- Петр Петрович, а расскажите самый интересный, запоминающийся или забавный момент за годы работы

- Таких историй множество. Вот, например, мне было 20 лет, и я уже работал учителем. И нужно было в библиотеке взять литературу. Называю свою фамилию, библиотекарь меня ищет и спрашивает: какой класс? Отвечаю: десятый. Преподавал я тогда десятому классу. А она ищет и найти не может. Оказалось, она подумала, что я школьник.

Или вот помню. Днем работал, а по ночам я готовился к занятиям. Мне дали комнатушку, домик, вроде, бани, но чуть побольше. Вдруг слышу стук в окно. Смотрю, а там картофелина висит. Я сразу понял, что это такое. Клубень привязывают к нити, и на булавочке, которая прикалывается к раме, он висит, как маятник, и касается стекла. А длинной ниткой его из-за забора оттягивают и отпускают. Розыгрыш.

Хочу выбежать, а мне в сенях дверь подперли с улицы. Тогда я подумал, сейчас буду усыплять их бдительность. Вернулся и делаю вид, что решаю задачи, сижу за столом, а на них ноль внимания. Стук продолжается. Смотрю, а они уже поближе подходить начали, наверное, удивляются, почему я не реагирую.

Как только шутники во двор начали заходить, я дверь подпертую расшатал и выбежал за ними. Они врассыпную. Но я одного из них поймал и привел к себе. Разогрел чай, сидим пьем. А тут уже и остальные подтянулись. Оказалось, пять учеников – девочки, мальчики. Ну и подружились мы с ними тогда.

И вот как-то приглашали меня на 50-летие этого выпуска, и они все вспоминали эту историю.

- Подводя итог нашего разговора, могу я Вас попросить пожелать, что-нибудь современному школьнику.

- Я могу пожелать, чтобы были здоровы. Ведь самое главное в школьные годы – не приобрести вредные привычки. Жизнь прекрасна, а если вы научились, скажем, курить, то вы эту прекрасную жизнь бросаете – вам нужно каждые полчаса отрываться от любимого дела. А есть привычки еще страшнее. Поэтому, берегите честь и здоровье смолоду. Я без конца веду с ребятами жизненные разговоры, и всегда мы с ними сходимся на том, что главное – это здоровье и семья.

Александр Степанов