Яндекс.Метрика
Трудовой народ, строй свой воздухофлот!
10:1809 февраля 2023

9 февраля 2023 года исполняется 100 лет со дня основания гражданской авиации России.   Именно в этот день гражданская авиация обрела первые нормативные документы: постановления Совета Труда и Обороны СССР «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота».

Мы листаем страницы «Ульяновской авиационной энциклопедии» (2017) и представляем читателям серию очерков о том, как развивалась отечественная гражданская авиация и какой вклад в её развитие внесли наши земляки.

Гражданская авиация – это огромный мир, в который входят не только перевозки пассажиров, грузов, почты, но и оказание медицинской помощи, организация спасательных, научно-исследовательских работ, спортивных мероприятий…, это вертолёты и самолёты, воздушные трассы, аэропорты и аэродромы, ремонтные базы и учебные заведения. А главное – это люди, которые конструировали и строили самолёты, летали на них, учили лётному делу молодых…

Сегодня полет на самолёте для большинства из нас – обычное дело, простой и быстрый способ доставки себя из одного места в другой. Но задумываемся ли мы, какой огромный труд за этим стоит, сколько людей обеспечивают наш перелёт и какой большой и сложный путь прошла отечественная авиация. И симбиряне-ульяновцы сделали на этом пути свой шаг.

Симбиряне учатся смотреть в небо

Первый летательный аппарат, который поднялся в небо над Симбирском, был бумажным воздушным шаром типа монгольфьер. 23 апреля (5 мая по новому стилю) 1811 г. в 7 часов вечера австрийский подданный Туше́ль поднялся в воздух, пролетел через часть города и благополучно спустился. В честь 200-летия первого полёта на воздушном шаре над Симбирском был выпущен художественный маркированный конверт со спецгашением 5 мая 2011 г.

Полёт Тушеля конечно же лишь условно может рассматриваться как отправная точка в развитии воздухоплавания и авиации в нашем регионе, так же, как и показательные выступления на воздушном шаре, включавшие прыжки с парашютом в Симбирске в июне 1896 г. воздухоплавателей Ольги и Юзефа Древницких.

21 октября 1910 г. в симбирское небо поднялся самолёт-моноплан марки «Анрио-II» под управлением одного из пионеров воздухоплавания польского графа Сципио дель Кампо. Правда из-за сильного ветра этот полёт прошёл при ограниченном количестве зрителей.

29 июня 1912 г. с показательными полётами в Симбирск прибыл авиатор А. А. Васильев. В местной газете на первой полосе был размещён его фотопортрет с автографом «Кто не летал, тот не может знать прелести и красоты пространства». Вечером того же дня на ипподроме состоялся полёт Васильева. На аэроплане «Блерио» он набрал высоту 300 м, выполнил несколько сложных фигур в воздухе и, совершив три круга над ипподромом, благополучно приземлился. Через день состоялся его второй полет над городом.

Полёты на воздушных шарах и аэропланах будоражили воображение людей, показывая, что мечты о небе – достижимая реальность.

От созерцания к действиям

Сбор средств на строительство отечественных самолётов

В 1909 г. Комитет по усилению военно-морского флота, который возглавлял Великий Князь Александр Михайлович, предложил часть средств направить на новое перспективное направление –на авиацию. В марте 1909 г. была утверждена программа действий и открыт Отдел воздушного флота при Комитете. Началась подготовка российских авиаспециалистов, которые направлялись для обучения во Францию в школы Фармана, Блерио, Антуанетт.

Одновременно шёл поиск места для авиашколы в России, которая в итоге в ноябре 1910 г. она обосновалась под Севастополем. До 1915 г. содержание школы оплачивалось за счёт добровольных пожертвований россиян. Велись работы по созданию российских машин.

10 сентября 1912 г. канцелярия Симбирского губернатора А. С. Ключарёва получила письмо от Великого Князя Александра Михайловича с просьбой помочь в деле сбора средств. 31 октября состоялось первое заседание Симбирского Комитета по организации сборов. Основную долю пожертвований собрали фабриканты, купцы, дворяне, чиновники, гуманитарная и техническая интеллигенция. Отличились в числе жертвователей крупнейший симбирский фабрикант, купец, потомственный почётный гражданин Симбирска Н. Я. Шатров, вдова крупного мецената купца А. А. Кирпичникова, купец, почётный гражданин Симбирска Н. П. Пастухов. 600 рублей собрали крестьяне Карсунского уезда. (Для сравнения: месячное жалование генерал-майора составляло тогда 312 рублей). За два месяца удалось собрать 5 789 рублей. Для поощрения благотворителей и популяризации движения жертвователям выдавались нагрудные знаки – золотой (500 р. взноса), серебряный (100 р.), и жетоны (3 р.).

Гражданская авиация Страны Советов

Сегодня трудно себе представить, что в 1920-е годы в разрушенной гражданской войной и интервенцией стране советскому правительству удалось сформировать полноценный рынок коммерческих пассажирских авиаперевозок.

На создание воздушного флота и организацию производства самолётов   требовались колоссальные деньги, которых в казне Советской Республики не было. Однако с началом нэпа крупномасштабные проекты стали реализовывать за счёт банковских кредитов и частных инвестиций.

В марте 1923 года было образовано первое авиатранспортное предприятие СССР – акционерное общество добровольного воздушного флота «Добролёт». Его эмблему создал художник-авангардист К.С. Малевич. А уже 5 июля этого года открылась первая регулярная внутренняя отечественная. пассажирская авиалиния Москва–Нижний Новгород–Москва. (Самолёты тогда летали на высоте 200 м.).

В Ульяновском головном музее гражданской авиации хранится уникальный экспонат – копия самолёта АК-1 общества «Добролёт». Название самолёт получил по начальным буквам фамилий руководителей проекта В.Л. Александрова и В. В. Калинина. АК-1 был создан в 1923 г. по заданию Центрального аэрогидродинамического института (образован, кстати, ещё в декабре 1918 г.). Постройку финансировали латышские стрелки.

Самолёт был максимально прост: деревянная конструкция с элементами алюминия, корпус обтянут полотном, двигатели «Сальмсон» мощностью 155–170 л.с. АК-1 мог перевозить 3–4 человека и использовался для рейсов между Москвой и Казанью.

Симбиряне/ульяновцы участвовали в движении по созданию воздушного флота страны Советов, покупая акции, участвуя в авиалотереях и собирая добровольные пожертвования.

В мае 1923 г. в ответ на ноту лорда Керзона советское правительство начало строить авиаэскадрильи на деньги, собранные через Общество друзей воздушного флота. На взносы ульяновцев в 1924 г. был построен самолёт Р-1 «Земляк Ильича».

В июне 1927 г. ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) в ответ на ноту министра иностранных дел Великобритании Чемберлена организовал фонд для сбора средств на строительство воздушных судов под   лозунгом «Наш ответ Чемберлену». Наш земляк, будущий лётчик, дважды Герой Советского Союза И. С. Полбин создал на станции Выры ячейку Общество друзей Воздушного флота (с 1927 влилось в ОСОАВИАХИМ) и организовал сбор денег на постройку эскадрильи «Наш ответ Чемберлену». Сбор средств проводился всеми отделениями ОСОАВИАХИМа, которые работали в уездных городах и посёлках, на ж.-д. станциях. В Ульяновской газете «Пролетарский путь» были напечатаны карикатура и стихотворение:

Над Сити сумрак небо кроет,

На карту лорд слюнями льёт:

Какой-то городишко строит

В ответ на ноту… самолёт!

- Я с этим городком тотчас

Расправлюсь без ножа и вилки…

Но почему же, лорд, у вас

Так храбро… дрогнули поджилки?

(Пролетарский путь.5.07.1927)

С 1926 г. значительное место в сборе средств на авиацию занимали авиалотереи. Самыми массовыми в СССР были лотереи ОСОАВИАХИМа.

В Ульяновске впервые розыгрыш денежно-вещевой авиалотереи (Второй Всесоюзной лотереи ОСОАВИАХИМа) прошёл 2 августа 1927 г. Мероприятие включало демонстрацию   самолёта. Гидроплан прибыл на волжскую пристань. Демонстранты с участием ячеек ОСОАВИАХИМа прошли под музыку от площади Революции (бывшая Соборная) по ул. К. Маркса, Смоленскому спуску к пристаням. На месте причала самолёта продавались билеты авиалотереи. Выигрыши представляли собой полёты на самолёте: обзорные над городом, авиаперелёты по СССР и за границу. Выигрыши можно было обменять на вещевой или денежный эквивалент. Главный приз – путешествие «во все части света».

В Ульяновске в тот день разыгрывались билеты кругосветных путешествий: Москва – Берлин – Париж – Гавр – Нью-Йорк – Чикаго – Токио – Владивосток – Москва; Москва – Одесса – Константинополь – Афины – Рим – Вена – Берлин – Москва (сведений, что кому-то из ульяновцев повезло, нет).

Хотя в 1930-е гг.   развитие авиации в СССР в значительной степени было ориентировано на нужды обороны, развитие её гражданского сегмента не прекратилось. Правда, теперь этим занималось государство и занималось предельно централизованно.

В 1930 г. «Добролёт» был переименован во Всесоюзное объединение гражданского флота, а в 1932 г. создаётся Главное управление гражданского воздушного флота СССР (ГУ ГВФ) СССР. Был утверждён флаг ГВФ, введена форменная одежда и знаки различия для персонала. ГУ ГВФ передавались сельскохозяйственная и санитарная авиация. Гражданская авиация также обслуживала научно-исследовательские экспедиции, ледовую разведку и проводку судов в северных широтах.

В период Великой Отечественной войны гражданские авиаторы осуществляли транспортные перевозки, обеспечивали действия партизан, доставку десантов, вооружения, боеприпасов, продовольствия, оказывали помощь участникам Сопротивления в странах Европы.

В послевоенный период без гражданской авиации было бы невозможно восстановление разрушенной авиационной инфраструктуры, строительство новых аэропортов и аэродромов, освоение полярных воздушных путей, нефтяных и газовых месторождений.

В феврале 1963 г. ГВФ СССР получил Орден Ленина, а в феврале 1973 ГА СССР была награждена Орденом Октябрьской Революции.

Автор: Качкина Татьяна Борисовна, ведущий специалист Института истории​ и культуры региона АНО «ЦСИ Ульяновской области»

По материалам Ульяновской  авиационной  энциклопедии