Яндекс.Метрика
Факты к юбилею области. Как в Белом Яре в войну учёные из Ленинграда работали
15:3418 января 2023

Несколько сотен сотрудников Ленинградского института инженеров водного транспорта вместе с семьями прибыли к нам по Волге на баржах. Часть из них потопили фашистские самолёты.

19 января – 80-лет со дня основания. Media73 публикует интересные факты из нашей уникальной и богатой истории. Все материалы о любимой малой родине вы можете посмотреть по тегу 80 ЛЕТ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Сегодня мы расскажем, как в годы Великой Отечественной войны в Белом Яре и Криушах учёные из Ленинграда работали над различными проектами для флота, например, над превращением простых буксиров в военные тральщики с зенитными пушками.

Ботик Петра и Лев Яшин

Известно, что, начиная с 1941 года, Ульяновск стал одним из центров для эвакуации всего и вся из других частей СССР. К нам переехали Наркоматы Военного-морского и речного флотов СССР, Наркомат иностранных дел, Верховный суд, Госбанк, Государственная публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина, Воронежский государственный зооветеринарный институт, больше десятка промпредприятий, таких, как фабрика имени КИМ, харьковский завод «Электропускатель» имени Сталина, киевский завод контрольно-измерительных приборов, московский завод имени Сталина «ЗиС». В Ульяновске жило всё руководство Русской Православной церкви, 14 детских домов, интернат, госпитали. Перечислять можно долго. 

Самые известные многим ульяновцам «гости» времён ВОВ – это знаменитый ботик Петра Первого из Центрального Военно-Морского музея в Ленинграде, что хранили в лютеранской кирхе, и будущий великий футбольный вратарь Лев Яшин, попавший с родителями на родину Ленина в октябре 1941-го в двенадцатилетнем возрасте. Но, пожалуй, только краеведы знают, что ещё на Волгу прибыли несколько сотен сотрудников Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ) вместе с семьями.

Немецкие самолёты пустили баржи на дно Ладоги...

Немецко-фашистские захватчики зашли на территорию Ленинградской области 10 июля 1941 года. Тем студентам и преподавателям института, что ещё не ушли в армию, было приказано не возвращаться в город на Неве, а направляться в Горький в распоряжение Горьковского института инженеров водного транспорта. Эвакуация самого ЛИИВТ предписывалась водным путём из Северной столицы на Волгу. Она началась 12-14 июля 1941 года на двух буксируемых баржах совместно с сотрудниками Центрального научно-исследовательского института речного флота (ЦНИИРФ) и их семьями. Начальником эшелона назначили директор ЦНИИРФ Бориса Арефьева. Он стал частью большого каравана барж с семьями сотрудников различных организаций речного транспорта, Военно-морской академии и других организаций Ленинграда.

В Ладожском озере баржи разделились на две группы для следования к устью реки Свирь. Вскоре фашистские самолёты пустили на дно озера баржи второй группы.

Для фронта и речного флота

25 августа паровой буксир доставил баржи в село Белый Яр на левом берегу Волги. Там до войны располагались дома отдыха водников. На месте руководил всем Борис Арефьев, в чьём подчинении оказались группа профессорско-преподавательского состава и семьи численностью 842 человека. В сентябре Арефьев и его научные сотрудники вместе с рабочими переоборудовали Криушинские мастерские в базы по вооружению волжского буксирного флота и превращению буксиров в военные тральщики. Там же в Криушах на крупные буксирные пароходы ставили зенитные пушки и пулемёты.

Кроме того, в самом Белом Яре работала группа гидромехаников, которая проводила исследования по повышению эффективности речных судов. Изучали их обводы и движительно-рулевые комплексы.

Шла также работа по выявлению наиболее эффективного способа использования пассажирских пароходов для буксировки барж. Это делали ниже Саратова, поэтому риск для жизни учёных был огромный из-за обстрелов и бомбёжек с немецких самолётов.

Даже в годы войны учёные не забывали о будущем, в которое, как и в победу, верили всей душой. Например, в Белом Яре велось комплексное исследование по транспортному освоению малых рек Сибири для вывоза хлеба из глубинных районов страны и по доставке топлива в промышленные города. Изучали объёмы и сами грузы, типы судов и пр.

Для справки. Ленинградский институт инженеров водного транспорта сейчас Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова. Историю он ведёт с 1809 года, когда манифестом императора Александра I Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в России были преобразованы в Управление водяными и сухопутными сообщениями и создан Корпус инженеров путей сообщения. В 1930-м институт инженеров путей сообщения был реорганизован, создали тот самый ЛИИВТ. Он готовил специалистов на гидротехническом, механическом и эксплуатационном факультетах. В 1959 году вуз «соединили» с Центральным научно-исследовательским институтом речного флота. В 2012 году путём слияний с другими вузами получился Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова.