Яндекс.Метрика
«Прогресс науки и техники приносит человечеству не только блага». Чернобыльский след в истории Ульяновской области
14:4219 июля 2019

Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, едва не ставшая мировой трагедией, затронула не только Припять и прилегающие территории, но и города, расположенные намного дальше. Не прошла она мимо и Ульяновской области. О том, почему Чернобыль стал частью истории нашего региона, читайте в нашем материале.

СМИ

Первая скромная по размерам заметка появилась в газете «Известия» спустя четыре дня после аварии. В материале под незаметным заголовком «От Совета Министров СССР» сообщалось, что на Чернобыльской АЭС произошел пожар, последствия которого ликвидируются. В ульяновских газетах уточняющая информация начинает печататься лишь после отгремевших майских праздников.

В сообщении ТАСС, опубликованном в газете «Ульяновская правда» от 9 мая, отмечается: «Бурный прогресс науки и техники приносит человечеству не только блага, ибо пути первооткрывателей всегда тернисты. Ни космические орбиты, ни энергия атома, ни океанские глубины не покоряются без трагических потерь».

Здесь же сообщалось, почему информирование жителей затягивалось – дабы наиболее полно разобраться в ситуации, а затем докладывалось о мужественности ликвидаторов, на чью долю выпали нелегкие испытания. После этого ход ликвидации последствий аварии регулярно освещался в СМИ.

14 мая состоялось знаменитое выступление генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева по советскому телевидению, где он изложил наиболее подробную картину произошедшего.

«В период планового вывода из работы четвертого блока мощности реактора внезапно возросли. Значительное выделение пара и последовавшая затем реакция привели к образованию водорода, его взрыву, разрушению реактора и связанному с этим радиоактивному выбросу…И все же принятые меры не смогли уберечь многих людей. В момент аварии погибли два человека. На сегодня 299 человек госпитализированы с диагнозом лучевой болезни разной степени тяжести. Семеро из них скончались…», - сообщил он.

Тогда же в редакции средств массовой информации хлынул шквал писем и телеграмм от советских и даже зарубежных граждан, которые предлагали пострадавшим материальную помощь, временный кров, а некоторые просились в район аварии для выполнения различных работ.

Это была по-настоящему народная трагедия, которая сплотила людей в желании помочь. Майские выпуски «Ульяновской правды» пестрят заметками о том, как рабочие коллективы массово перечисляют деньги в помощь чернобыльцам.

«Глубоко переживая аварию на чернобыльской АЭС, болью отозвавшуюся в сердцах миллионов людей, коллективы Ульяновского ПКБ АСУ на общем собрании решили перечислись однодневный заработок в фонд Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Эти средства коллектив адресовал для оказания помощи по ускорению ликвидации последствий аварии».

«То, что случилось в Чернобыле, - наше общее горе. В наших, советских правилах – помогать попавшим в беду. И не было ни призывов, ни намеков – само собой получилось так, что решила наша бригада (Ульяновского домостроительного комбината. – Прим. автора) единодушно: отработаем полную смену в выходной, а деньги направим в фонд пострадавшим от аварии на АЭС. Наш скромный вклад – 250 рублей».

«19 мая на агрономическом факультете Ульяновского сельскохозяйственного института состоялся митинг сотрудников и студентов, где было единодушно поддержано решение перечислись в фонд помощи пострадавшим от аварии на АЭС 58 рублей».

Регион внес свой вклад и трудовыми ресурсами. Одно из крупнейших предприятий Ульяновска выполнило в рекордно короткие сроки – в два дня - заказ для Чернобыля.

«В связи с аварией на Чернобыльской АЭС на Ульяновский завод гидроаппаратуры от партийных органов Украины поступила просьба выполнить ответственный заказ - изготовить и отгрузить в адрес Института электросварки имени Е. Патона большую партию гидравлических распределителей Р-102», - говорит статья от 14 июня.

Переселенцы и ликвидаторы

Более полутора тысяч жителей Ульяновской области участвовали в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, в полной мере испытав на себе всю тяжесть радиационной аварии. Некоторые из них погибли, а остальная часть потеряла здоровье. Большое количество воспоминаний этих людей сохранилось в Книге памяти участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.

Однако, кроме непосредственных ликвидаторов, в Ульяновской области проживает значительное количество переселенцев из пострадавших от радиации районов. Всего регион принял 163 переселенца, наибольшее их количество сегодня сосредоточено в Заволжском районе Ульяновска.

Среди них и Петр Петрович Остапенко. Чернобыль он встретил в 26-летнем возрасте.

«Тогда я жил в городе Новозыбков Брянской области, это где-то 100 километров от Чернобыля. Работал на заводе мастером. 1 мая мы с семьей уехали в Белоруссию к родственникам, а когда вернулись, в начале мая, объявили по радио, что произошла авария на Чернобыльской АЭС. И потом началась наша эпопея: оказалась, что наш город попадает в зону отселения. Как раз в то время было направление ветра в нашу сторону, а Новозыбков находится в низине, и вот это облако в основном осело в нашем районе. Сразу ввели доплаты и усиленное питание, хотя был дефицит. Выдавали сгущенку, тушенку, гречку, масло. Явных изменений в состоянии здоровья в то время заметно не было, да и никто не обращал внимания. Но все равно к нам регулярно приезжали врачи для обследования, из Москвы, Ленинграда и Ульяновска. Диспансеризацию провели два раза за год», - рассказывает он.

Семья Остапенко с двумя детьми прожила в городе после катастрофы еще почти один год, но после долгих взвешиваний и раздумий решила все-таки сменить место жительство. Город они покинули добровольно, выписавшись из заводского общежития.

«Когда мы уезжали, пустых домов уже было много. Покупать в то время не покупали, просто закрывались и уезжали. Некоторые новозыбковцы только где-то в 2000-х годах смогли продать свои квартиры, и то - за бесценок. А так, они долго стояли закрытые», - делится мужчина.

Выбор в качестве нового места жительства пал на Ульяновск, потому что город тогда активно развивался, работали крупные предприятия и шла застройка. Петр Остапенко устроился работать на «Авиастар».

В свои 58 лет Петр Петрович имеет инвалидность, и связывает он это с последствиями крупнейшей техногенной катастрофы. До сих пор мужчина старается поддерживать связь с некоторыми своими земляками, которых разбросало по всему земному шару. Несмотря на этот факт, Новозыбков продолжает жить, сегодня это небольшой город с населением примерно в 40 тысяч жителей.

Экологические последствия

В апреле 1986 года облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды йода и цезия, по большей части территории Европы. Наибольшие выпадения отмечались на значительных территориях в Советском Союзе, расположенных вблизи реактора и относящихся теперь к территориям Украины, Белоруссии и Российской Федерации.

В Ульяновской области под чернобыльский «хвост» попали три района - Инзенский, Карсунский и Вешкаймский. В связи с этим на загрязненных территориях тогда была проведена серия реабилитационных работ. Для того чтобы снизить фон потребовалось снимать двадцатисантиметровый слой земли и вывозить в специальные могильники.

Сегодня во многих пострадавших населенных пунктах уровень радиации постепенно приходит в норму. Последнее основательное исследование радиационной обстановки на этих территориях было проведено в 2015 году, но и тогда были выявлены точки с повышенным фоном.