От Прощёного воскресенья навстречу Великому посту
12:3910 Марта 2019

Вот и завершилась удалая Масленица с её гуляньями, хороводами, блинами, застольями. Уходит в небытие последний день перед Великим постом, который православные отмечают как Прощёное воскресенье. В этом году он выпал на 10 марта. На Божественной литургии священники и прихожане опустятся друг перед другом на колени и попросят прощения. Прозвучат слова: «Прости меня» и ответное: «Бог простит, и я прощаю».

В этих словах содержится особый смысл. Произносящие их истинно признают, что не им судить о нанесённых обидах: всё решает Бог. Потом все вместе продолжат службу, чтобы достойно подойти к началу Великого поста как нелёгкому испытанию крепости духа и тела человеческого. Иначе не может и быть, ведь Прощёное воскресенье является днём примирения с врагами, но, прежде, сближения с родными и близкими. Следовательно, встречать его лучше всего в православном храме, где на литургии читается Нагорная проповедь Христа.

Как тут не вспомнить египетских монахов древних времён, с которыми связывают возникновение дня Прощёного воскресенья. Именно они, уподобляясь Господу нашему Иисусу Христу, в канун Великого поста уходили в пустыню, чтобы вдали от мирской суеты, в безмолвии и уединении предаться молитве и покаянию. Покидая свои кельи, они прощались друг с другом так, будто виделись в последний раз. Для некоторых из них так и было: египетская пустыня жестока и коварна, и способна грозить смертью.

Есть, однако, истина и в том, чтобы видеть истоки традиции в первоначальном грехе наших прародителей Адама и Евы – вкушении запретного плода от древа познания. Точнее будет сказать, гордыней человеческой, которая проявилась в нежелании раскаяться пред Богом, принести покаяние. Расплата не заставила себя ждать: последовало изгнание из рая. И только потом, когда уже было поздно, пришло понимание того, что только настоящее раскаяние поможет очистить совесть перед теми, кому причинили боль и страдания. В этом суть и смысл Прощёного воскресенья.

Человеку непосвящённому, далёкому от Православия, может показаться странным, что, распрощавшись с Прощёным воскресеньем, истинные верующие с радостью вступают в Великий пост. Они, как никто другой понимают, что только он является самым лучшим временем размышлений о земном существовании, борьбы с неправедными желаниями, периодом духовного очищения и обновления духовных и нравственных сил.

Если же человек внешне блюдёт все предусмотренные церковным уставом правила, сдерживает себя в употреблении пищи, но при этом не стремится к отказу от порочных дел, гнева, несдержанности, лжи, клеветы на ближнего, то это не пост, а обыкновенная диета. Почему? Казалось бы, налицо отказ от всех прелестей мирской жизни: мяса, яиц, молочных продуктов, сладостей, выпечки … А ещё кино, театра, телевизора, других зрелищ, даже интимной близости и праздных разговоров. Потому что налицо форма без надлежащего содержания, проще говоря, видимость. Напротив, главного, то есть духовного очищения, не происходит.

Вместе с тем, сделаем оговорку. Как и у всякого правила, здесь тоже есть исключения. Не лишне помнить, что физический пост – это очень нелёгкое испытание, даже стресс, особенно для малых детей, больных людей и стариков. Только представьте себе, 40 дней держаться на зелени, овощах, фруктах, хлебе и воде … А ещё надо больше обычного молиться, ходить в храм и на работу, исповедаться и причащаться, содержать дом и хозяйство. В таких условиях без подготовки может сломаться даже самый крепкий организм. Не забудем и о тех, кому ограничения противопоказаны по состоянию здоровья и наличию серьёзных болезней: гипертоники, гипотоники, сердечники, диабетики, язвенники ...

В Писании прямо сказано: «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Говоря простым языком, жизнь человека, его слова, мысли, поступки дела определяются наличием, прежде всего, духовной составляющей, а не физической. Если пост, во внешних его проявлениях, не даёт духового богатства, возникает вопрос: зачем попусту тратить время и силы? Не направить ли их на усиление молитвы и настоящие богоугодные дела?  

Избегайте фанатизма, этого отца крайностей. Бог не требует от нас невозможного и даёт испытания исключительно по нашим силам. Пост – благодатное время, чтобы, пусть и временно, отрешиться от мирской суеты, заглянуть в свой внутренний мир, попробовать разобраться в самом себе, подумать о спасении собственной души.

Виктор Никитин