В Ульяновской области начала работу передвижная «Лаборатория безопасности»
11:2729 Ноября 2017

Наш регион стал 13-м по счёту в проекте Госавтоинспекции МВД России, Российского союза автостраховщиков, Экспертного центра «Движение без опасности», министерства образования и науки и министерства транспорта.

Программа открытия центров «Лаборатория безопасности» создана по поручению президента Владимира Путина и активно поддерживается губернатором Сергеем Морозовым. Цель федерального проекта — формирование культуры поведения детей на дорогах, снижение числа аварий с участием детей, предотвращение ключевых факторов риска в области детской безопасности на дорогах.

«Новая уникальная ульяновская «Лаборатория безопасности» на базе автомобиля Ford яркой расцветки удобна тем, что позволяет работать по всей области, в любом самом удаленном селе региона, невзирая на погодные условия, тогда как возможности обычных стационарных пунктов обучения ПДД не имеют такой возможности. Для оптимизации расходов регионального центра на персонал, организаторами программы была выбрана модель микроавтобуса, которой может управлять водитель с категорией прав «B», – пояснил замминистра образования и науки Ульяновской области Алексей Шкляр.

Внутри автомобиля есть велосипеды, самокаты, конусы, демонстрационные стенды, столы-макеты, светофоры, знаки, а также модель автобусной остановки и модель автобуса. Всё это предназначено для моделирования дорожных ситуаций и обучения моделям поведения на дороге в условиях, которые максимально приближенны к реальным. Сам автомобиль «Лаборатория безопасности» также является элементом тренинга, ведь с его помощью отрабатываются упражнения, демонстрирующие зависимость тормозного пути от скорости транспортного средства. На примере авто показывается применение детских удерживающих устройств, правильная фиксация ребенка в нем, работа с отвлечением внимания.

«Лаборатория безопасности» предусматривает полное погружение детей в процесс осознания опасностей на дороге, воспитание социально ответственной личности, соблюдающей ПДД и владеющей культурой поведения в транспортной среде. Педагоги проекта выделяют несколько блоков: для детей со взрослыми, для самостоятельных ребят-пешеходов, для будущих водителей и для учителей и родителей. Смысловая нагрузка и формат подачи материала полностью соответствуют возрасту.

Например, самая младшая аудитория программы — дети 5–8 лет, которые в основном передвигаются только в сопровождении взрослых. Поэтому авторы методологии включили в этот блок материалы не только по основам самостоятельного принятия решений, но и оценку решений сопровождающего.

Таким образом, ребенок уже в этом возрасте может сделать замечания сопровождающим, если ими были нарушены правила дорожного движения. Для этой группы разработано 4 направления. Это двухколесный транспорт – выбор безопасных мест для катания, правильная экипировка и оснащение велосипедов, взаимодействие с другими участниками дорожного движения.

Пешеходы – проработка типовых ситуаций с использованием игровых инструментов, которые позволяют ребенку выработать стратегию поведения. Пассажиры – что такое безопасное место в автомобиле, пассивная безопасность, что такое отвлечение внимания водителя, правила ожидания общественного транспорта и поведение в нём. Первая помощь – оповещение сотрудника МЧС об опасной ситуации, действия для самозащиты.

Для детей в возрасте 9-13 лет самая главная проблема — это расфокусированное внимание, невозможность комплексно оценить ситуацию. Поэтому основная задача работы с этой группой детей — научить их осознавать последовательность возникновения опасных ситуаций и действовать в соответствии с их появлением.

Будущие водители — это дети от 14 лет и старше, они, как водители двухколесного транспорта, становятся уже полноценными участниками дорожного движения и могут двигаться только по проезжей части, соблюдая правила дорожного движения. Для них тоже особая программа и формы обучения ПДД.

В «Лаборатории безопасности» есть также курсы подготовки к автошколе и практических основ первой доврачебной помощи, а подготовка кадрового состава для дальнейшего обучения организуется на базе региональных центров дополнительного образования и проводится аттестованными тренерами-экспертами.

«Надеюсь, такая лаборатория поможет лучше научить наших детей и подростков правилам поведения на дороге и за рулем автомобиля», – высказал пожелание начальник УГИБДД УМВД России по Ульяновской области Геннадий Полухин.

Статистика ГИБДД пока такова: за январь-сентябрь 2017 года в стране зарегистрировано 14 тысяч 695 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 563 ребёнка погибло и 15 тысяч 816 получили ранения. Число ДТП с детьми составляет 12% от числа всех. Наименее защищёнными категориями в таких происшествиях являются дети-пассажиры и дети-пешеходы. Тем не менее, общая динамика по ДТП с участием детей позволяет надеяться на дальнейшее улучшение ситуации – по сравнению с 2006 годом, говорят в ГИБДД, число происшествий с детьми на дорогах снизилось на 23%.