Яндекс.Метрика
Кирилл и Мефодий: наследие, объединяющее мир
9:0224 мая 2017

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Он посвящён памяти Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – составителей первой славянской азбуки. Братья родились в благочестивой семье военачальника из города Солунь (теперь Салоники, Греция), по происхождению – болгары. В семье было 7 сыновей: младший – Кирилл (в миру Константин, 827-869 годы), старший – Мефодий (в миру Михаил, 815-885 годы).  

Когда братья повзрослели, их пути на некоторое время разошлись. Кирилл учился в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III. В совершенстве освоил все науки своего времени. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, арабский языки, иврит. Был патриаршим библиотекарем, преподавал философию в Константинопольской высшей школе, за что впоследствии стал именоваться Философом Константином. Его ожидала блестящая карьера при императорском дворе, но он, приняв монашество, предпочёл удалиться в монастырь на гору Олимп к своему брату Мефодию.

Мефодий с ранних лет посвятил себя военной службе. Руководил Македонией в той её части, что была заселена славянами. Преподавал в Константинопольской высшей школе. Но затем постригся в монахи и стал игуменом монастыря на берегу Мраморного моря.

А теперь ненадолго отвлечёмся. Задолго до периода, о котором идёт речь, человек умел говорить, но писать не умел. Напрашивается вопрос: как же тогда люди передавали друг другу информацию? Например, с помощью узелкового письма. После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как имеющиеся буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. Кирилл и Мефодий предложили алфавит из 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Сегодня азбука Кирилла и Мефодия является самой удобной и простой. В ней содержится оптимальное, 33, количество букв. Славянская азбука была составлена на основе греческой. Папа Римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке. А когда они в 863 году совместными трудами перевели на славянский язык богослужебные книги, в частности, избранные чтения из Евангелия, Апостольские послания, Псалтирь, Святое Писание, Октоих, приказал совершать литургию в римских церквах на славянском языке. Кстати, именно в 863 году по приглашению князя Ростислава братья переселились в Моравию, чтобы проповедовать христианство.

Сразу же по приобщении к трудам Святых братьев национальная культура расцветает в Моравии, Паннонии, Чехии, Хорватии. Затем в Болгарии и Сербии. С принятием христианства славянская грамота, созданная Кириллом и Мефодием, приходит на Русь. На русских землях на основе языка кирилло-мефодиевских переводов с течением времени сложился церковнославянский язык. Он был основным языком письменности на Руси до конца 17-го века и до сих пор является языком православного богослужения у восточных славян. На сегодняшний день в мире существует примерно 60 народов, письменность которых основывалась на кириллице.

Русская Православная церковь утвердила в 16 веке День памяти Кирилла и Мефодия и с того времени отмечала его архиерейским богослужением.  Но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, традиция была предана забвению. В начале 19-го века память о славянских первоучителях возродилась. Поначалу День памяти Кирилла и Мефодия отмечался преимущественно церковью. Официально на государственном уровне он был впервые признан в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки. Возрождение праздника в наши дни состоялась в 1986 году. Именно тогда день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».  А через 5 лет, 30 января 1991 года, Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности».

Проходит время, но священная память о великих просветителях Кирилле и Мефодии, и православной вере, которую они старались укрепить, жива и крепнет. Она служит соединяющим звеном для всех славянских народов.    

Виктор Никитин