
Кунерсдорфское сражение 12 августа 1759 года является самым крупным сражением Семилетней войны. В этот день русско-австрийские войска под командованием генерал-аншефа Петра Салтыкова наголову разбили прусскую армию, возглавлял которую считавшийся непобедимым король Фридрих II. Произошло это у селения Кунерсдорф в Силезии, ныне Куновице на западе Польши в четырёх километрах на восток от города Франкфурт-на-Одере. Сражение, начавшееся с артобстрела русских позиций в девять часов утра, завершилось к семи часам вечера полным разгромом пруссаков, потерявших в битве 18 тысяч человек. В письме в Берлин Фридрих панически писал: «Всё потеряно, спасайте двор и архивы».
?так, 12 августа 1759 года в девять часов утра прусская артиллерия открыла огонь. Через час ей ответила русская артиллерия. Размещенная за деревней, в низине, плохо подготовленная, она становится легкой мишенью для прусских пушек и гаубиц. Большинство прислуги погибает, не успев сделать и единого выстрела. К шести часам вечера прусские войска овладели всеми русскими батареями, захватили 180 орудий (из которых 164 вернутся союзникам в конце боя) и пять тысяч рядовых. Победа прусского короля была несомненна, и он приказал доставить радостные вести в Берлин. Но битва за покинутую русскую батарею продолжалась. Несколько раз солдаты Фридриха безуспешно пытались взять крутую высоту Шпицберг, на которую Салтыков переместил свои резервы. Прусский король подтягивал всё новые силы, но в «игре резервов» был переигран русским командующим. Жёстко контролирующий ход боя Салтыков своевременно подбрасывал подкрепления на наиболее угрожаемые участки.

Стремясь переломить ситуацию в свою пользу, Фридрих II бросил в бой свою конницу под командованием генерала Зейдлица, считавшуюся тогда лучшей в Европе. Однако пруссакам пришлось отступить под градом пуль и картечи. Хотя драгуны принца Вюртембергского прорвались на Шпицберг, русские их сбросили оттуда картечью из пушек. Несколько прусских генералов получили ранения, сам король был на волосок от смерти: золотая готовальня, лежавшая у него в кармане, защитила грудь от пули, а вот лошадь под ним убило ядром. Фридрих бросил в бой свой последний резерв — лейб-кирасиров. Но их порубили чугуевские калмыки, а командира увели в плен. Видя, что резервы Фридриха II исчерпаны, Салтыков отдал приказ об общем наступлении оставшихся русских частей. Они пошли в штыковую контратаку и опрокинули прусскую пехоту. Несмотря на изнеможение после многочасового боя, русские воины нашли в себе силы на мощную атаку, которая обратила прусскую армию в повальное бегство.
К вечеру всё было кончено. Прусская армия потерпела сокрушительное поражение. Большинство её солдат разбежалось. Войско Фридриха II побежало к мостам, где образовалась страшная давка. У Фридриха в строю осталось всего около трёх тысяч человек. ?з 180 захваченных у противника орудий только 16 попали в Берлин, остальные орудия попали в руки австрийцев да к тому же ещё и восемь орудий, которые пруссаки не успели спасти при отступлении. После боя Салтыкову принесли шляпу Фридриха, которая ныне как реликвия хранится в музее Суворова в Санкт-Петербурге. О состоянии короля свидетельствует его письмо одному из друзей на следующий день после битвы: «Всё бежит и у меня больше нет власти над войском. Жестокое несчастие, я его не переживу. Последствия битвы будут больше, чем сама битва: у меня больше нет никаких средств и, сказать правду, считаю всё потерянным».

В результате победы дорога для наступления союзников на Берлин была открыта. Пруссия оказалась на грани катастрофы. Фридрих послал в Берлин очередное письмо с описанием ситуации. В нём, якобы, была фраза: «Всё потеряно, спасайте двор и архивы!». Однако преследование не было организовано. Большие потери, а также противоречия с австрийским командованием не позволили Салтыкову использовать свой триумф для взятия Берлина и разгрома Пруссии. По просьбе австрийского командования, вместо наступления на Берлин, русские войска отправились в Силезию. Это дало возможность Фридриху прийти в себя и набрать новое войско.
Тем не менее, битва при Кунерсдорфе вписана золотыми буквами в историю России как одна из самых ярких побед русского оружия в 18 столетии. Она выдвинула Салтыкова в ряд выдающихся российских полководцев. В этой битве он использовал традиционную русскую военную тактику – переход от обороны к наступлению. Так побеждали Александр Невский на Чудском озере, Дмитрий Донской – на Куликовом поле, Пётр Великий – под Полтавой.
За победу при Кунерсдорфе Салтыков получил чин фельдмаршала. Участники битвы были награждены специальной медалью с надписью «Победителю над Пруссаками».
Виктор Никитин