Media73 продолжает цикл публикаций, посвящённых предстоящему 19 сентября юбилею Ульяновского института гражданской авиации — УИ ГА.
Сегодня мы расскажем о Юрии Петровиче Дарымове, одной из ключевых фигур в истории гражданского авиафлота СССР и России, основателе ульяновского музея авиации, что рядом с аэропортом имени Карамзина.
В материалах, посвящённых истории музея, прямо указано, что он был «основан в 1983 году по приказу начальника Управления учебных заведений МГА СССР Ю.П. Дарымова».
Юрий Дарымов родился 19 сентября 1935 года в Брянске, вырос на краю земли в порту Дудинка на Енисее, где закончил школу. Его профессиональный путь — это редкий пример гармоничного сочетания практического опыта, академических знаний и выдающегося управленческого таланта. Он прошёл путь от пилота до руководителя всесоюзного масштаба и международного эксперта, оказал значительное влияние на формирование и развитие отрасли, чьими благами мы все пользуемся по сей день.
Основатель музея на родине Ленина
Юрий Дарымов, будучи начальником Управления учебных заведений Министерства гражданской авиации СССР, лично инициировал и курировал создание музея в Ульяновске. Место было выбрано не случайно. Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУ ГА) было одним из ведущих учебных заведений отрасли, подведомственных управлению, которым руководил Дарымов. Музей создавался как учебная и историческая база для курсантов и всех специалистов авиации и, конечно же, для простых граждан и туристов. Именно Дарымов, используя свой вес в авиации и немалый административный ресурс, отдал распоряжение о передаче в Ульяновск списанных уникальных самолётов из различных авиаотрядов страны для создания экспозиции под открытым небом. Благодаря этому сегодня музей обладает одной из богатейших в России коллекций воздушных судов советской эпохи.
Прочитать о них и увидеть фотографии можно в материалах Media73 здесь и здесь. Но музей — лишь часть того, что сделал Дарымов для гражданской авиации Советского Союза и России.
Ранние годы и практический опыт
Профессиональное становление Юрия Дарымова началось в 1955-м, когда он из Дудинки приехал в Оренбуржье и закончил Бугурусланское лётное училище Гражданского воздушного флота (ГВФ), получив специальность пилота. Служил в 3-й отдельной учебной эскадрилье в Ростове-на-Дону, учился в знаменитой ульяновской ШВЛП. До 1960 года работал в 126-м авиатранспортном отряде Красноярского Управления ГВФ, где из второго пилота стал командиром воздушного судна. Этот период дал ему бесценный опыт и сформировал глубокое понимание авиации изнутри.
В 1960 году Дарымов принял судьбоносное решение — сменил кабину пилота на диспетчерскую службу в аэропорту Красноярска. А это уже был опыт, что называется, с другой стороны — со стороны управления полётами, его контроля с земли. Так, кирпичик за кирпичиком, наш герой строил мощный фундамент будущей административной и научной карьеры.
Ленинградское авиационное училище гражданской авиации
Там с 1962 по 1966 год он получил высшее образование по специальности «Инженер по управлению движением». Затем академический путь продолжился в аспирантуре Академии гражданской авиации (ныне Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации). Десять лет, от доцента до замначальника Академии. В 71-м Дарымов защитил диссертацию, став кандидатом технических наук по специализации «УВД» – управление воздушным движением. Историки авиации СССР писали, что постоянное самосовершенствование и адаптация к требованиям времени были отличительной чертой его уникальной профессиональной философии. Факты? Например, вот такой. В 1995 году, уже после распада СССР, он прошёл курсы IBM по управлению проектами, освоив совершенно новые для себя управленческие компетенции. Никакой лени, никакого почивания на лаврах и заслугах в СССР!
Архитектор системы МГА СССР
С 1977 по 1987 год Юрий Дарымов занимал важную должность начальника Управления учебных заведений Министерства гражданской авиации СССР. Это время бурного технологического развития, когда в эксплуатацию вводились новые воздушные суда (Ту-154, Ил-86). Его роль заключалась в модернизации и стандартизации учебных программ по всей стране. Он отвечал за подготовку высококвалифицированных специалистов, способных работать с новейшей техникой и технологиями. Дарымов также был членом Коллегии МГА СССР, а значит, принимал непосредственное участие в выработке стратегических решений, определяющих будущее всей сферы. Его смело можно назвать одним из главных архитекторов советской авиационной образовательной системы.
Это всё тоже на его счету
25 учебных заведений в отрасли с общим годовым контингентом в 90 тысяч человек — педагогов и учащихся, в том числе из десятков стран мира. Создание Актюбинского и Кировоградского высших лётных училищ, Красноярского авиационно-технического училища. Начало подготовки в Академии ГА диспетчеров и штурманов с высшим образованием из выпускников школ на базе среднего образования. Ввод в строй первого диспетчерского тренажёра «Тренер». Внедрение профессионального отбора абитуриентов на специализации пилот и авиадиспетчер. Создание во всех учебных заведениях кафедр и цикловых комиссий «Безопасность полётов» и курсов «Человеческий фактор». Создание при ульяновской ШВЛП Центра совместного обучения лётного, диспетчерского и технического персонала стран-членов СЭВ. Строительство там учебного, тренажерного, гостиничных корпусов, медсанчасти, реконструкция аэродрома, что стало инфраструктурной базой нынешнего УИ ГА на улице Можайского. Создание технической составляющей автоматизированной системы управления на воздушном транспорте «Сирена-3», включая спутниковую систему передачи данных. 75 научных трудов и публикаций.
Международное признание и мостик в мировую авиацию
В 87-м карьера Дарымова пополнилась словами «международный уровень». Он был назначен на ключевые должности в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в Монреале в Канаде, где занимал пост члена Аэронавигационной комиссии ИКАО и зампреда СССР в совете ИКАО. Здесь нужно коротко рассказать, что это за организация. ИКАО — часть ООН, работает с 1947 года. Именно она устанавливает международные нормы, включая безопасность полётов, по которым живёт вся мировая гражданская авиация. Официальные языки: английский, русский, испанский, французский, арабский, китайский.
Работа Дарымова, кстати, кандидата технических наук, была критически важной для советской авиации в переломную эпоху горбачёвской перестройки. Он занимался адаптацией советских стандартов к международным требованиям, что заложило основу для последующей интеграции уже современного российского воздушного пространства в мировую систему после распада Союза.
В эти годы Юрий Петрович был и дипломатом, и техническим экспертом, и посредником между ИКАО и нашей страной, что только подчёркивает его глубочайший уровень компетенций.
Наследие, признание, награды
Даже после формального завершения основной карьеры Юрий Петрович продолжал активно участвовать в жизни профессионального сообщества. Он был удостоен званий «Почётный Аэронавигатор» и «Заслуженный работник транспорта РФ», а также занимал пост почётного председателя экспертного совета Международного движения «Аэронавигация без границ». С его мнением считались все, к нему прислушивались в самых авторитетных организациях и высоких кабинетах.
Историки и коллеги Дарымова говорят, что его жизненный путь от пилота до руководителя международного масштаба — яркий пример любви к небу и самолётам, к профессии, к постоянному труду на благо Родины.
Юрий Петрович Дарымов ушёл из жизни 30 октября 2021 года, оставив после себя богатое профессиональное наследие.
Был награждён орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медалями «Дружба» республики Куба и «Ветеран труда». Заслуженный работник транспорта России. Отличник «Аэрофлота».
19 сентября в день 90-летия УИ ГА в Головном музее гражданской авиации в Ульяновске ему откроют памятник.
Все материалы о юбилее института легко найти, кликнув сюда.
Фото: УИ ГА