Яндекс.Метрика
Театровед ГИТИСа Анастасия Иванова: «Театр — живой, он светится»
12:0703 декабря 2025

С 27 ноября по 1 декабря в Ульяновском молодёжном театре имени Б.В. Александрова состоялась очередная лаборатория театральной критики. Она прошла под руководством Анастасии Ивановой — театрального критика, старшего преподавателя и руководителя курса театроведческого факультета ГИТИСа. Мы поговорили с ней о критериях оценки спектаклей, её любимой постановке и причинах актуальности театра в наши дни.

ГИТИС и Ульяновский молодёжный театр связывает сотрудничество на протяжении полутора лет. Подобная лаборатория проходит в театре уже в третий раз. Впервые экспертный совет во главе с Анастасией Ивановой был приглашён на просмотр спектакля ульяновского театра в рамках театрального фестиваля-конкурса «Надежда» в 2023 году. С тех пор завязалось профессиональное сотрудничество и дружба. Ежегодно участниками лаборатории становятся молодые и опытные театроведы, готовые поделиться своим мнением о постановках театра.

- Что связывает экспертный совет ГИТИСа и наш театр?

- Впервые мы приехали в Ульяновский молодёжный театр с двумя студентками второго курса ГИТИСа. Потом, спустя год, появилось новое приглашение, съездила уже другая команда. Теперь Ульяновский молодёжный театр на театроведческом факультете воспринимается как что-то очень родное, куда хочется попасть. Молодые критики, делающие свои первые шаги, по рассказам своих старших коллег, которые раньше были в ульяновском театре, очень хотят приехать, посмотреть и попробовать.

Понятно, что не хочется подставлять театр и привозить только молодежь, которая ничего не умеет, поэтому стараемся совмещать. Когда мы сюда едем, мы понимаем, что обсуждение не будет проформой. Оно будет для нас конструктивным разговором. Хочется верить, что и для театра тоже.

- С какими сложностями сталкиваются начинающие критики?

- Мы ездим много и студенты тоже. Часто обсуждаем спектакли в труппе, но для начинающего критика — это стресс, особенно когда ты делаешь свои первые шаги. Знать, что где-то есть театр, в котором тебя не съедят после того, что ты робко, неумело и где-то даже поначалу не очень этично что-то скажешь, — подкупает. Я догадываюсь, что критика – стресс и для актёров и режиссёров, но я не была в их шкуре никогда.

- По каким критериям вы будете оценивать постановки?

- Критерии на самом деле каждый раз свои. Невозможно сказать, что у нас где-то в блокнотике прописано 10 пунктов, по которым мы смотрим. Есть некое понимание общего профессионализма тех, кто создаёт спектакль, но это то, что очень сложно вербализовать. Критики такие же зрители, просто больше видели. Это принципиальная разница. Наша главная задача — попробовать понять, какую цель преследовал режиссёр, когда ставил тот или иной спектакль. Если мы это понимаем, дальше уже мы смотрим, насколько это получилось.

- Что подкупает зрителя с первых минут?

- Всё очень субъективно. Легче всего зрителя подкупить известным именем. Вышел на сцену человек, которого вчера видели по телевизору, и, в принципе, зритель доволен. Подкупить зрителя с первых минут не так сложно. Однако нужно потом этому подкупу соответствовать на протяжении следующих двух или трёх часов. Поэтому у меня нет готовых рецептов. Если бы я их знала, наверное, я бы ставила спектакль, но я этим не занимаюсь.

- Вы неразрывно связаны с театром долгие годы, что, по-вашему мнению, помогает оставаться ему актуальным и по сей день?

- Театр — живой, он светится. Ему сложно не быть актуальным, кто ещё со своим зрителем будет говорить о том, что происходит за дверью. Кинематограф на это не способен в такой мере. В театре, даже если спектакль поставлен несколько лет назад, он каждый раз играется по-новому, и появляются новые интонации в зависимости от того, что происходит за окном. Причём порой это случается невольно. Никто же не может понять, что подумает зритель в тот или иной момент, у него есть свой фон и история. На всё это наслаиваются слова драматурга, произнесённые конкретным актёром. И каждый раз они будут отзываться по-разному.

- Часто ли вы ходите в театр для души?

- Каждый раз идёшь для души, надеешься, что тебе будет в театре хорошо, и это окажется тот самый спектакль, на который захочется возвращаться. Естественно, это происходит не всегда, но изначально ты всегда преследуешь эту цель.

- Может быть, у вас есть какие-то любимые постановки?

- В Российском академическом молодёжном театре ставили спектакль «Берег Утопия» по пьесе Тома Стоппарда — я его обожала. Это спектакль, который начинался в 12 часов дня и заканчивался в 10 часов вечера. Его я вживую смотрела раз 20, ещё несчётное число раз видела в записи, показывала студентам. Несколько лет назад его сняли с показов.

- Какой совет вы можете дать нашим читателям, которые хотят испытать себя в актёрской или режиссёрской профессии?

- Забыть об этой мечте (смеётся). Я обожаю актёров и режиссёров, но сложно понять, если не начать этим заниматься. Это адская профессия. В неё можно идти только в том случае, если вы понимаете, что без неё пропадёте. Но будьте готовы к тому, что в подавляющем большинстве случаев ничего не получится. Дело не в том, насколько вам хватит или не хватит таланта, слишком много решает случай, к сожалению. И у режиссёров, а уж тем более у актёров, настолько зависимые профессии, что представить сложно.

Анастасия Сорокина