Яндекс.Метрика
Под прицелом: как страховые компании выявляют мошенников
14:2021 июля 2021

Суть страхового мошенничества, как кажется обывателям, проста: покупаешь страховку, сообщаешь о потере или существенной порче имущества (если такое вообще было), получаешь возмещение – и жизнь на время становится сказкой. В эту «чудесную» схему верят многие граждане: в страховом мошенничестве, в основном, пробуют свои силы обычные страхователи. Как показывает статистика, 70% из тех, кто пытается обогатиться на страховом полисе, - как раз люди без какого-либо криминального прошлого и сообщников.

Наглядный пример произошел в начале этого года. В январе жительница Владимирской области заключила договор страхования на недвижимое имущество, правда оно оказалось заброшенной и разрушенной постройкой. В случае наступления страхового случая, женщина получила бы не менее 700 тысяч рублей компенсации, что в несколько раз превышает стоимость застрахованного объекта. Специалисты службы экономической безопасности страховой компании, где гражданка застраховала объект, смогли предупредить возможность обмана. Указав на несоответствие страхуемого жилья с его заявленной стоимостью, женщина отказалась от страховки и дальнейших планов по ее использованию во избежание уголовного преследования.

Этот прецедент – пример того, насколько страховые компании тщательно проверяют и анализируют данные и быстро вычисляют даже предполагаемых мошенников. Это связано с тем, что убытки от неправомерных действий в области страхования достигают колоссальных объемов: 5,5 млрд рублей осело в карманах недобросовестных граждан в 2020г. Эти убытки подсчитаны на основе более 10 тысяч поданных страховыми компаниями заявлений в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел по 159.5 ст. УК РФ.

Для того, чтобы противостоять наплыву неправомерных действий, страховые компании используют комплексные инструменты. Так, улучшается качество предстраховых проверок: работают системы автоматического определения наличия ретуши на фотографиях (если договор заключается без осмотра представителя страховой компании), соответствия даты и места съемки. Также повышается квалификация сотрудников служб безопасности страховых компаний: узкопрофильные специалисты собирают информацию, ведут расследования, а также содействуют правоохранительным органам в раскрытии возможных преступлений. Страховое сообщество надеется, что в скором времени страховых детективов наделят правом на ведение оперативно-розыскной деятельности и определенным процессуальным статусом, что еще больше повысит раскрываемость мошеннических схем.

Страховое мошенничество негативно влияет на финансовые показатели бизнеса, что в свою очередь наносит удар экономике в целом, а также криминализирует население. В преступные схемы могут обманным путем вовлекаться ничего не подозревающие граждане, которые, например, думают, что помогают своим родственникам и знакомым или наоборот – принимают «помощь» от различных недобросовестных юристов. Однако, как сообщают представители страховой сферы, большое количество таких мошенничеств нейтрализуется с помощью финомбудсмена. Так как клиент может напрямую обратиться к финансовому уполномоченному, то мошенники уже не способны влиять на граждан, например, втягивая пострадавших в ДТП в преступления.

8_Добропорядочный vs мошенник-01.jpg