Яндекс.Метрика
Василий Козлов: «Сельскому хозяйству нужна сильная поддержка от государства»
11:3712 мая 2019

Вопросы поддержки сельхозпроизводителей становятся всё более насущными. Они являются предметом обсуждения на различных уровнях, вплоть до федерального. Так было и на минувшем съезде АККОР, проходившем в Москве. С его трибуны выступал член ульяновской делегации, фермер из села Тагай Майнского района Василий Дмитриевич Козлов.

- Изменилось ли что-то с того знаменательного события или прошло ещё недостаточно времени, чтобы увидеть перемены?   

- Мне уже приходилось говорить, что на предыдущих съездах АККОР фермеры добились того, чтобы погектарные субсидии распределять между теми, хозяйствами, которые слабее и, соответственно, больше других нуждаются в поддержке. Дело не в том, чтобы «отнять и поделить», как это кое-кто пытается представить. Дело в необходимости обеспечить для всех равные условия для развития. В противном случае, одни будут вечно убегать, а другие вечно догонять. Говоря иначе, существовать в неконкурентоспособной среде.

Фермерам, как уже сказано, пошли навстречу. Но, хотели как лучше, а получилось … Как это часто бывает в России, случился казус: с более сильных субсидии сняли, а более слабым не добавили. Вряд ли это существенно скажется на такой житнице, как Краснодарский край, который по логистике находится в наиболее выгодном положении.

В ходе последнего съезда АККОР мы провели переговоры с делегатами из Татарстана на предмет сотрудничества. Наши соседи к нему не торопятся, им это попросту не надо. Они нацелены на свой внутренний рынок. Им вполне хватает собственных сил и мощностей на переработку выращенной продукции и её реализацию. Правда, фермеров у них гораздо меньше, чем у нас. Зато региональная поддержка намного выше. А на практике означает, что такие регионы, как Ульяновская область, в нынешних условиях никогда не догонят тот же Татарстан или Краснодарский край: очень уж мы в разных весовых категориях находимся.

Не устаю предупреждать, что ситуация недопустима, она ведёт к дисбалансу, который, кстати, уже заметен. Ещё не поздно на законодательном уровне ограничить внутреннюю поддержку, иначе «силачи» вырвутся недосягаемо далеко.

- Вас слышат? Ведь об одних и тех же проблемах говорят не первый год.

- В Ульяновской области фермеры чувствуют опеку губернатора и правительства. Он всегда открыт для диалога с нами, не уходит от встреч, предлагает решение множества проблем и не только словом, но больше делом. Другое дело, что возможности региона по сравнению с аграрными гигантами не так уж и велики. Но и то, что предлагается в качестве помощи, является для нас большим подспорьем.

Россельхозбанк, в кои веки начал хотя бы поворачиваться к фермерам лицом. Его позицию понять можно: при оформлении кредитов документы одни и те же и на «малышей», и на гигантские агрохолдинги. Понятно, что выгоднее отдавать кредиты крупным хозяйствам, чем возиться с мелкими. Повторяю, можно понять, но не оправдать. Перемены происходят, но неоправданно медленно.

- Но ведь должен же быть выход?

- В этой ситуации, и не только по моему мнению, выходом для фермеров является вступление в АККОР: здесь и по лизингу техники условия более выгодные, и бумаг требуется меньше, есть новые программы в части получения кредитов. Опять же, президент АККОР Владимир Плотников является депутатом Государственной думы, в которой у него есть соратники. Крестьяне возлагают большие надежды и на Ассоциацию, и на фермеров-депутатов Госдумы. Всё-таки чтобы там ни говорили, а представительство в органах власти работу любой структуры делает только сильнее и результативнее. Тем более, что речь идёт о кормильцах России – фермерах.

Сегодня много говорят о создании кооперативов фермеров. Дело нужное и полезное. Но сразу же хочу сделать оговорку. Если не будет правильного соотношения, баланса цен на ГСМ и зерно, кооперативов не будет. Моё хозяйство и без кооператива продаёт, в том числе на экспорт, столько продукции, сколько ни один кооператив не продаст. Имею контракты с зарубежными партнёрами. Но и меня конкурентная среда ограничивает, загоняя в общие для всех условия. Хотя ежегодно продавал до трёх тысяч тонн элитных семян, которые, отмечу, в два раза дороже обычных.

Создал кооператив, в состав которого вошло 11 хозяйств. Исходя из своего опыта, могу сказать, что для развития подобных кооперативов нужны надёжные партнёры, собственная переработка, зарубежные контракты. Без наличия этих условий существовать ему будет крайне тяжело. Развитие, считаю, должно проходить под контролем государства, чтобы устанавливать баланс во всех сферах деятельности, доходов и расходов. Но если при этом кооперативу не будет оставаться минимум 25% на собственное развитие, то он попросту погибнет.

Несмотря на трудности, а плюсов, к сожалению, до сих пор меньше, чем минусов, Россия вышла в мировые лидеры по поставкам зерна на экспорт. Вот-вот это будет и с подсолнечником. Ульяновская область здесь исключения не составляет. Но нашим фермерам нужна более мощная, чем сегодня, поддержка. Большая поддержка идёт со стороны губернатора Сергея Морозова. Но не всё в его силах, Ульяновская область, повторяю, это всё-таки не Алтай или южные регионы, где возможностей много больше.

- Вы, ко всему, ещё и староста села. Ваше хозяйство, получается, его надежда и опора.

- Я не единственный. В целом по области старостами в своих сёлах являются ещё 35 глав КФХ. И каждый обязательно всеми силами помогает односельчанам. У себя в Тагае силами КФХ мы пруд сделали для населения, огородили кладбище, благоустройством занимаемся по силе возможности. Опять же дороги присмотра требуют. Провёли турнир по хоккею с шайбой для спортсменов из Майнского и Карсунского районов. Каждый год стараюсь устраивать для односельчан бесплатные концерты с участием приглашённых артистов, в том числе, из Москвы, Чувашии. Отдельно мероприятия провожу на 23 февраля и восьмое марта.

Спрашивают: «Зачем тебе это надо?» Отвечаю: это мои земляки, мы живём на одной земле. Опять же, детишкам наглядный пример. Они должны видеть, что село надо поддерживать. Никто, кроме нас самих, этого делать не будет.

- Что придаёт силы в этой нелёгкой работе?

- Мне не надо искать людей на стороне, у меня есть своя команда: мои сын и дочь. Если кто-то захочет встать на нашем пути, станет мешать строить в родном селе нормальную жизнь, не сомневаюсь, региональная власть за нас заступится. Да и сам не буду сидеть сложа руки. Все, кто меня знает, не сомневаются: при необходимости до Москвы дойду в поисках правды. За мной мои дети, которые, уверен, будут продолжать моё дело.

Виктор Никитин