Русская православная церковь вот уже много веков чтит светлую память великого подвижника, чудотворца и молитвенника за русскую землю преподобного Сергия Радонежского.
Он родился в трудное для нашей Родины время, когда вокруг царили горе, насилие, безнадежность. К тому времени минуло сто лет, как монголо-татарские орды напали на Русь, разгромили и разграбили её, а население сделали своими данниками. Захватчики жестоко подавляли всякое народное восстание, направленное против не знающих меры сборщиков дани, совершая опустошительные набеги на русские города и веси. В свою очередь, русские князья проливали кровь своих подданных в междоусобных бранях за власть, не гнушались предательством, гнули спины перед татарскими ханами, раболепствуя и желая заслужить их расположение. Для простых людей впереди не было никакого просвета и страх грозил перерасти в национальную черту русского характера.
Много позже историк Василий Ключевский напишет: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу». Одним из этих великих людей суждено было стать преподобному Сергию. В 20 лет он ушёл в глухие Радонежские леса в поисках безмолвия и уединения. Построил себе скромную деревянную келью, маленькую церковку и стал вести жизнь пустынника, полную тягот и лишений, но наполненную непрестанной молитвой.
Одиночество его не было долгим. Святость жизни преподобного влекла к себе других иноков. Постепенно образовался монастырь, игуменом которого, как и ожидалось, стал преподобный Сергий. Рос людской поток, люди шли в скромную обитель за помощью и укреплением. Перед силой кротости преподобного не устоял даже «самый упрямый русский человек XIV века», так его называли, князь Олег Иванович Рязанский. Как гласит летопись, внимая просьбам великого князя Московского Димитрия Ивановича «старец чудный» отговорил «суровейшего» рязанца от войны с Москвой.
Однако, несмотря на свою безмерную доброту, Сергий Радонежский вовсе не был мягок характером. Будучи смирен и кроток он всегда твёрдо стоял на своей линии. Когда среди монахов пошло возмущение строгостью жизни в монастыре, Сергий не стал участвовать в нём и вразумлять братию. Будучи уже в немолодых летах, он взял свой посох и удалился в «дикие места», где основал монашеский скит Киржач. В другой раз святой отказался принять от своего хорошего друга, коим считал московского митрополита Алексия, золотой крест: «От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете».
Август 1380 года был тяжёлым для московского князя Димитрия Донского. Недавние союзники его предали, и он оказался один на один с многотысячной татарской и литовской ордами, которые надвигались на Москву. За советом и напутствием князь посчитал своим долгом обратиться в Троицкую обитель. Святой старец видел, что грядущая битва будет гибельной для великого множества воинов. Он предложил Димитрию «купить мир» - послать множество даров хану. Князь, как оказалось, всё это сделал, но враг от его уступок только ещё больше озлобился. Битвы было не избежать. Сергий, однако, вселил в князя уверенность, предрёк ему победу и, вдобавок, отправил с ним своих монахов Пересвета и Ослябю, которые до пострижения были видными воинами в дружине Димитрия. Это был знак того, что святой старец признаёт войну с Мамаем как священный долг каждого христианина. Князь поспешил к своему войску.
Увидев татарское войско, русские не дрогнули, но остановились в сомнении, очень уж велика была сила у безбожников. Но в это время появился гонец от святого, послание которого гласило: «Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог». От этого напутствия князь и всё войско его исполнились решимости. Димитрий молвил: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени».
И грянуло сражение, какого ещё не видела русская земля. Но перед ним, как гласит предание, состоялся поединок между непобедимым татарским воином-гигантом Челубеем и русским иноком Александром Пересветом. Поясним, что в те времена такие поединки имели огромное психологическое значение, вплоть до того, что от их исхода зависел результат битвы.
Челубей (Темир-Мурза) был мастером конных поединков. Его копьё на метр длиннее обычного доставало противника на большом расстоянии, не позволяя никому приблизиться. Сам он был высок и длиннорук. Это означало, что противник, имея менее длинное копьё, попросту не успевал нанести удар и оказывался на земле. Логика поединка предусматривала на воинах наличие доспехов. Пересвет поступил иначе: зная о хитрости Челубея, он снял их с себя и остался в одной монашеской схиме. Поступил он так не напрасно. Воин полагал, что на большой скорости копьё противника пронзит его, но не успеет вышибить из седла, как он нанесёт врагу ответный удар. Так и произошло. Челубей был повержен. Это вдохновило русское воинство и повергло в жуткое смятение татарское войско.
Пересвет получил смертельную рану, но продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до своего строя и только там умер. Своим подвигом он спас жизни многих русских воинов, которые пали бы от меча непобедимого татарского богатыря.
В день Куликовской битвы иноки Троицкого монастыря во главе с преподобным Сергием не прекращали усиленно молиться. Старцу было неимоверно тяжело: он принял на себя исход великого сражения, связал судьбу Русской Церкви с княжеским походом, на который дал благословение. Телом святой старец был в храме, а духом на поле боя. Ему было дано видеть всё, что там происходит и рассказывать братии о ходе сражения. Он называл имена погибших воинов и произносил заупокойные молитвы.
В этой величайшей по своим масштабам и страшной по последствиям битве русское войско одержало победу. Как отметят летописи «многие пали, но помог Бог великому победоносному Димитрию. И побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись… и все обратились в бегство». Так было положено начало освобождению от ненавистного татарского ига.
После этих событий авторитет Сергия на Руси стал непререкаемым. Но старец остался верен себе. Когда князь и митрополит Московский Алексий стали просить его принять сан епископа, а потом и митрополита, он решительно отказался. И пообещал, что если подобная просьба повториться, он уйдёт в глухие леса, где его никто и никогда не найдёт. «Одно дело, - были его слова, - стоять за правду, совсем другое – принимать почести».
Более полвека преподобный Сергий отдал подвигу иночества и служения людям в Радонежской обители. За это время им были основаны такие монашеские обители, как Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин под Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Более 40 обителей основали его ученики.
Преподобный Сергий ушёл в мир иной 25 сентября 1392 года. Через 30 лет были обретены его нетленные мощи, которые почивают в им же созданной обители, которая восьмого июля 1742 года указом императрицы Елизаветы Петровны получила статус лавры. С тех и доныне она является крупнейшим в России мужским ставропигиальным (подчиняющимся только Патриарху всея Руси) монастырём.
Ни святой старец, ни Димитрий Донской не дожили до окончательного освобождения Руси от иноземных поработителей. Но они сделали главное: заложили такой прочный духовный фундамент, на котором стояла, стоит и будет стоять Русская земля.
Виктор Никитин Войти