Яндекс.Метрика
Судьбу гидротехнических сооружений Ульяновской области решит инвентаризация
8:4011 Декабря 2014
ГТСГидротехнические сооружения продолжают оставаться предметом внимания правительства региона. Вот, что говорит заместитель министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов – главный эколог Ульяновской области Дмитрий Фёдоров: «Программа по капитальному ремонту паводкоопасных гидротехнических сооружений (ГТС) в Ульяновской области реализуется с 2007 года. За это время удалось капитально отремонтировать за счёт средств областного и федерального бюджетов 31 объект. Только в текущем году прошли капитальный ремонт четыре ГТС. Сегодня в перечне аварийных объектов остаётся девять плотин, в том числе и плотина в ?шеевке. Данные объекты запланированы к реализации на 2015-2017 годы. Разработана проектно-сметная документация на ГТС, подлежащие ремонту в ближайшие два года. Она прошла защиту в федеральном Агентстве водных ресурсов». По мнению Дмитрия Фёдорова,  эта тема крайне важна для муниципальных образований региона: каждый аварийный объект представляет собой потенциальную угрозу для экономики районов. Дело в том, что в случае их разрушения и прорыва подтапливаются сельскохозяйственные угодья, жилые дома, мосты, автомобильные дороги, находящиеся в непосредственной близости от таких сооружений. Достаточно вспомнить события позапрошлого года, когда произошло частичное разрушение ГТС в окрестностях Тереньги. Они наглядно показали, что весенние паводковые воды способны в считанные часы снести до основания капитальные железобетонные сооружения. Вот почему совместно с представителями Главного управления МЧС по Ульяновской области, главными экологами районов ведётся ежегодный мониторинг состояния ГТС. Работа большая – в регионе сегодня насчитывается более 250 ГТС, которые  держат зеркало воды объёмом более 150 тысяч кубометров. Все они в обязательном порядке должны проходить регулярный мониторинг и техническое освидетельствование. Порядок здесь таков. Каждое ГТС состоит из плотины и водосброса – двух основных инженерных конструктивных элементов, которые более всего подвергаются воздействию и разрушению воды. Специалисты, имеющие допуски, осматривают в первую очередь крепление откосов плотин, одни из которых выполнены из глины и земли, другие покрыты железобетонными плитами для дополнительного крепления. Главное, конечно же, водосброс, который традиционно выполняется в железобетонном варианте с металлическими затворами, которые раньше и чаще других элементов конструкции разрушаются. Его осмотры происходят наиболее тщательно. При этом определяется, сколько времени остаётся для принятия срочных мер и даётся общая оценка состоянию конкретного объекта. По ?шеевской плотине, например, полностью выполнена подготовка к проектированию, в будущем году планируется завершить все необходимые процедуры по документации и к 2017 году выполнить ремонтные работы. Они, по словам главного эколога региона, к настоящему времени проведены в Мелекесском, Старомайнском, Кузоватовском, Барышском, Николаевском, Радищевском районах. Требуют капитального ремонта ГТС в Майнском районе на реке Тагайке возле сёл Тагай и Подлесное, а также у села Софьино на ручье Верешняги Радищевского района. Работы на них планируется выполнить в 2015 году. ГТС 1В регионе четыре специализированных организации, которые постоянно участвуют в аукционах на проведение капитальных работ и ремонта ГТС. Они дислоцируются в Ульяновске, в Чердаклинском и Сурском районах. Если говорить о роли муниципальных образований, то их представители в лице специалистов администрации районов и специалистов по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций принимают участие в комиссионном обследовании ГТС. Кроме того, муниципалитеты, пусть и незначительно, участвуют в долевом софинансировании капитальных и ремонтных работ таких объектов. Основная масса средств поступает из федерального бюджета при долевом участии регионального бюджета. По признанию Дмитрия Фёдорова, одним из узких мест является позднее поступление в регион средств из федерального центра. В результате процедуры торгов растягиваются по времени, и основной объём работ приходится, как правило, на второе полугодие и даже на его завершающий период. Строители успешно справляются с работой даже в таких условиях, но это требует от них неимоверных усилий. Нельзя не сказать ещё об одной проблеме. Перед каждым весенним паводком муниципалитеты, имеющие ГТС, создают запасы противопаводковых средств: грунта, песка, подручных средств и механизмов, техники для аварийных групп, которые могут оперативно выехать к месту паводка и заделать промоины. В этих условиях очень важно, чтобы назначаемые дежурные не пропустили момент начала паводка. Объём паводковых вод растёт настолько стремительно, что водосброс не всегда успевает их пропустить, и они начинают идти верхом плотины. При этом быстро находят в ней слабые места, где грунт легко размывается. Усугубляют ситуацию огромные льдины, которые способны нанести плотине большие разрушения. Через образовавшийся прорыв начинают хлестать потоки воды, которые надо немедленно останавливать через тампоны в теле плотины. Это удаётся не всегда. Свои особенности у прудов, расположенных в лесах. С началом паводка их плотины «атакуют» поваленные когда-то деревья, которые приносит вешняя вода. С огромной силой они таранят и разрушают водосброс. При всех трудностях, несмотря на сложность нынешней экономической ситуации, федеральные денежные средства на капитальный ремонт ГТС выделяются в прежнем объёме. За регионом остаётся задача своевременно подготовить проектно-сметную документацию и представить её в федеральное Агентство водных ресурсов. В этой части никаких срывов у нас до сих пор не происходило. Многое ожидается от инвентаризации ГТС. На 2015 год средства для решения этой задачи в областном бюджете предусмотрены. После её завершения, это, по планам 2015 год, экологи будут обладать всей полнотой информации: сколько у нас ГТС, востребованы ли они в экономике тех или иных муниципальных образований, кто их собственники и все ли они нуждаются в таких объектах. Дело в том, что, по имеющейся информации, часть ГТС не используется в экономике районов, перестала представлять собой интерес для сельского хозяйства и лесного хозяйства. Не исключено, что надо будет ставить вопрос о демонтаже таких объектов. Но окончательное решение может быть принято только с получением окончательных итогов инвентаризации, когда работа по гидротехническим сооружениям региона вступит в полную силу.     Виктор Никитин Фото автора