Яндекс.Метрика
5 декабря 1941 года: «Не Москва ль за нами…»
8:4805 декабря 2018

Блицкриг (молниеносная война), более известный как операция «Барбаросса», предполагал захват Москвы фашистскими войсками в течение первых трёх-четырёх месяцев начала Великой Отечественной войны. Гитлер не забыл, как его войска парадным маршем прошли по столицам государств Западной Европы, которые, в конечном итоге, оказались под кованым немецким сапогом. Опять же, в самом начале войны советские войска оказались в крайнем тяжёлом положении, стремительно откатываясь к Уралу. И Германия этим воспользовалась сполна. 30 сентября 1941 года фюрер объявил о начале операции «Тайфун» по захвату Москвы. Ставилась цель захватить столицу Советской России до наступления холодов.

Но совершенно неожиданно немецкая военная машина стала буксовать буквально с первых дней похода. Сначала наступление на целых два месяца задержала битва за Смоленск. Потом бои за Ленинград и Киев оттянули с московского направления две гитлеровские танковые группы. И только второго октября главные силы группы армий «Центр» смогли начать наступление на московском направлении.

Над столицей нависла смертельная угроза. 15 октября Государственный комитет обороны СССР принял решение об эвакуации из Москвы в Горький, Куйбышев, Саратов и другие города управлений Генштаба, военных академий, наркоматов, иностранных посольств. Минировались заводы, электростанции, мосты. Прорыв немцами Можайской линии обороны и возможное появление их отрядов на московских улицах вызвали в городе панику. К счастью, момент безвластия, когда москвичи оказались предоставлены сами себе, продолжался всего несколько дней и больше не возникал.

Уже 20 октября ГКО СССР ввёл в Москве и пригородах осадное положение. Оборона подступов к столице была поручена командующему Западным фронтом генералу армии Георгию Жукову, а оборона Москвы на её подступах – начальнику столичного гарнизона генерал-лейтенанту Павлу Артемьеву. Он приказал немедленно приступить к строительству огневых точек и баррикад на улицах и площадях города, а также в его окрестностях. Всего предусматривалось строительство трёх оборонительных рубежей. Тысячи москвичей пополняли подразделения народного ополчения, копали оборонительные рвы, устанавливали противотанковые заграждения.   

Тем временем фашисты окружили советские войска западнее Вязьмы, планируя их полное уничтожение. Но встретили яростное сопротивление защитников города, стянувших на себя пехоту немцев, которая должна была поддерживать наступающие танковые группы. Затяжные бои под Вязьмой дали возможность советскому командованию усилить Можайское направление за счёт свежих резервов. Группировка советских войск под Вязьмой ценой неимоверных усилий сумела всё-таки вырваться из окружения и усилила личным составом подразделения, оборонявшие столицу.

Фашисты продолжали рваться к Москве. Во второй половине октября они заняли Орёл, Калинин и вышли на подступы к столице. Но замысел операции «Тайфун» был сорван. Фашисты так и не смогли до наступления сильных холодов овладеть городом.

В начале ноября Сталин пошёл на очень важный политический шаг. Он принял решение провести в Москве военный парад, который состоялся седьмого ноября. На всё население истекающей кровью страны, на всю мировую общественность это событие произвело громаднейшее впечатление. Стало очевидным, что высшее руководство страны сдавать Москву не собирается. Моральный дух отбывающих на фронт частей Красной Армии поднялся на невиданно высокий уровень. Есть мнение, что битва под Москвой, контрнаступление советских войск и освобождение страны от фашистов получили своё начало именно на Красной площади.

Несколько позже очень неприятным сюрпризом для немецкого генштаба стала экстренная переброска с Дальнего Востока советских дивизий. Они находились там на случай нападения Японии, которая, как известно, была союзником фашистской Германии. Советские спецслужбы провели уникальную операцию, в ходе которой была налажена полная дезинформации японского командования. Япония отложила нападение и свежие, прекрасно вооружённые советские войска численностью более 18 дивизий, 1700 танков, 1500 самолётов, стоявшие на дальневосточных рубежах, были переброшены с Дальнего Востока под Москву.

Немецкое командование до последнего не знало об этом, продолжая развивать оперативный успех. Достаточно сказать, что на некоторых участках фронта немцам удалось подойти к Москве на 11 километров. Несмотря на мощнейший натиск, Красная Армия выстояла. Напротив, измотанные беспрестанными боями гитлеровские подразделения наступать больше не могли. Командующий немецкой 2-й танковой армией Гудериан так и запишет в своём дневнике: «Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. Мы потерпели серьёзное поражение из-за упрямства верховного командования, что повело к роковым последствиям».

После срыва последних попыток германской армии прорваться к Москве, инициатива стала переходить к советским войскам. К тому времени за линией фронта уже были сосредоточены стратегические резервы, в которые входили сибирские и дальневосточные дивизии. Немецкое командование донесения о подготовке к началу контрнаступления получало, однако, верить в него не хотело. Командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал фон Бок так и заявлял: «Боевые возможности противника не столь велики, чтобы он мог этими силами начать в настоящее время большое контрнаступление».

Действительно, численное превосходство в живой силе, артиллерии и танках было на стороне вермахта. Но у Ставки Верховного Главнокомандования были свои планы. Она сделала расчёт на измотанность фашистских войск, отсутствие у них подготовленной обороны и оперативных резервов, растянутость фронтов, неподготовленность к войне в зимних условиях, скрытность наших стратегических резервов и внезапность.

Контрнаступление началось 5 декабря 1941 года на фронте от Калинина до Ельца. Военные историки и эксперты впоследствии скажут, что битва за Москву по числу войск и количеству потерь стала одной из самых масштабных за всё время Великой Отечественной войны. Советские войска разгромили ударные силы группы армий «Центр» и сняли висевшую над Москвой угрозу захвата. Это было первое крупное поражение сил вермахта во Второй мировой войне. Достаточно сказать, что в битве под Москвой Германия потеряла более 500 тысяч солдат и офицеров, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и другой техники.

Немецкое командование вынуждено было принять меры по спасению своих войск от полного разгрома. Уже восьмого декабря Гитлер подписал директиву о переходе к обороне на всём советско-германском фронте. Он был в бешенстве: контрнаступление советских войск под Москвой сорвало планы молниеносной войны и развеяло миф о непобедимости германской армии. Лишились своих постов главнокомандующий сухопутными войсками генерал-фельдмаршал фон Браухич, командующий фон Бок, командующие 2-й и 4-й танковыми и 9-й армиями Гудериан, Гепнер, Штраус и другие - всего 35 генералов.

Впоследствии военные аналитики и эксперты придут к единому мнению, что главным результатом контрнаступления Красной Армии в декабре 1941 года стала ликвидация угрозы Москве. И не только потому, что это столица государства. Москва к тому времени являлась крупнейшим узлом всех видом коммуникаций, потеря которого могла отрицательно сказаться на боевых действиях и работе промышленности, прежде всего, оборонной.

Не менее важным следствием советского контрнаступления стало временное лишение немецкого командования значительной части моторизованных корпусов. Контрнаступление наших войск привело к большим потерям техники и, соответственно, снижению наступательных и ударных возможностей немецких войск.

По большому счёту, контрнаступление Красной Армии вырвало у Германии инициативу и создало условия для перехода в общее наступление.

«Сегодня, - говорит губернатор Сергей Морозов, - мы вспоминаем событие, знаковое для всей страны. Пятого декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление под Москвой. За исходом боёв у стен столицы нашего государства следил весь мир. Именно в этом сражении был развеян миф о несокрушимости германской армии, завоевавшей к тому времени всю Европу.

Сегодня в Ульяновской области проживают пять ветеранов Великой Отечественной войны, которые принимали участие в битве под Москвой. Это Степан Васильевич Артёмов, Анна Павловна Страдымова, Игорь Фомич Федьчук, Евгений Васильевич Чуманов и Пётр Владимирович Лапкин. Мы преклоняемся перед их великим подвигом. Не найти слов, чтобы выразить благодарность за подаренные нам жизни, мирное небо над головой, возможность учиться, работать и заниматься любимым делом в свободной стране».  

Виктор Никитин