Яндекс.Метрика
В Ульяновской области разработан проект закона об экологическом фонде
9:3314 августа 2017

Губернатор Сергей Морозов провёл совместное заседание президиума Экологического правительства и Общественной палаты. Обсуждались вопросы реализации федерального проекта «Сохранение и восстановление реки Волги», а также проблемы очистки рек и природных объектов, расположенных на территории региона.

По мнению министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Михаила Семенкина, есть необходимость колебания уровня воды в Волжско-Камском каскаде с целью создания условий для размножения осетровых рыб в низовьях реки. Но, во-первых, предназначение Волги гораздо шире, чем производство чёрной икры. А во-вторых, вызывают недоумение способы, которыми всё делается. Достаточно сказать, что Поволжские регионы из-за многочисленных плотин ГЭС несут серьёзные экологические и экономические потери. Каждый раз при резком снижении уровня воды в Куйбышевском водохранилище в нерестовый период в Волге и её многочисленных притоках гибнет икра рыб.

Опасны и даже губительны осенне-зимние сбросы воды в период ледостава, которые приводят к гибели рыбы из-за придавливания массивом льда. Или, напротив, неестественно высокого для зимы уровня воды.

В итоге из года в год складывается парадоксальная ситуация. В зимний период на проблемных участках обеспечиваются необходимые для судоходства глубины, которые в этот период не нужны. Весной, наоборот, не обеспечивается необходимая для нереста «рыбная полка».

Отсутствие рыбозащитных и рыбопропускных устройств на волжских ГЭС приводит к гибели и травмированию рыбы и планктона. По оценкам учёных, в летний период в турбинах одной только Волжской ГЭС гибнет более 500 тысяч тонн планктона и десятки миллиардов голов рыбы. А все вместе взятые ГЭС Волжского бассейна сбрасывают в Волгу и Каму около 5 миллионов тонн мёртвой органики.

Не меньше беспокойства вызывает состояние самих ГЭС. По словам министра, для большинства гидротехнических сооружений (ГТС) Волжско-Камского каскада водохранилищ истекают предусмотренные проектами сроки службы, определяемые в 70 лет. Соответственно этому снижается уровень безопасности их эксплуатации и увеличивает вероятность гидродинамических аварий с катастрофическими последствиями.

Учитывая, что в Волгу поступают наносы от оползней и других берегоразрушительных явлений, водохранилища рано или поздно будут заилены. Между тем эксперты считают возможным постепенный демонтаж экономически неэффективных плотин и восстановление естественных русел равнинных рек.

Ещё одним опасным процессом с непредсказуемыми последствиями является берегоразрушение. Только в Ульяновской области обрушению подвергаются около 230 километров береговой полосы. Оползни отмечаются по всей длине волжского правобережья.

На уровне региона берегоукрепительные работы включены в число приоритетных задач. Однако своими силами в короткий срок справиться с проблемой будет непросто. Нужна федеральная поддержка строительства инженерных берегоукрепительных сооружений на протяжении нескольких десятков километров в 6 населенных пунктах Ульяновской области.

По информации Михаила Семёнкина, очистные сооружения на муниципальных предприятиях жилищно-коммунального комплекса региона построены более 30 лет назад и практически полностью изношены. В водохранилище и основные притоки Волги – реки Большой Черемшан, Свияга, Сура, Барыш отводится недостаточно очищенная вода. Загрязнению подвергаются донные отложения, береговые полосы, растительность и рыба.

Ответственность за очистку стоков возложена на органы местного самоуправления. Но их возможности несоизмеримы с масштабами проблемы. Так, например, только для строительства комплекса очистных сооружений в городе Барыше требуется не менее 500 миллионов рублей. Для малого города это неподъёмная сумма.

Недавно появился приоритетный проект «Сохранение и восстановление реки Волги». В программу мероприятий по его реализации включены наиболее крупные предприятия региона, которые осуществляют сбросы в Волгу: «Ульяновскводоканал», «Экопром», НИИАР и другие объекты с  объёмом предполагаемых инвестиций не менее 3,5 миллиарда рублей. «Мы, – говорит Михаил Семёнкин, – возлагаем большие надежды на этот проект и настроены на серьёзную работу в рамках его реализации».

Свои предложения по очищению Волги озвучил губернатор. Это, прежде всего, создание государственного механизма субсидирования модернизации водохозяйственного комплекса, в том числе, водоотведения. При этом необходимо объединить не только федеральные и региональные, но и муниципальные ресурсы, восстановить очистные сооружения и только потом строго наказывать нарушителей экологического законодательства.

«Необходимо, – полагает глава региона, – начать работу по формированию целостной системы экологических фондов. Мы готовы в пилотном режиме внедрить такой опыт и с этой целью подготовили проект закона «Об экологическом фонде Ульяновской области». Важным вопросом видится очистка основных притоков Волги, которые сегодня во многом определяют состояние ЭКО-системы реки. Необходимо поддержать программу очистки притоков на федеральном уровне, так как речь идёт о нашей с вами экологической безопасности, здоровье и жизни многих тысяч людей. Мы будем настойчиво добиваться такой поддержки».    

Виктор Никитин