Яндекс.Метрика
Как зарождалась реклама. В Ульяновске открыли выставку работ Маяковского и Родченко
16:4527 января 2017

«Нигде кроме как в Моссельпроме», – этот звучный слоган знаком даже тем, кто самого Моссельпрома не застал, равно как Резинотреста или Москвошвеи. Автором фразы стал тот, кто одним из первых призвал сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского, и сам попал на пьедестал – Владимир Маяковский. Его особая поэтическая речь стала основой для первых реклам молодого советского государства. А художник Александр Родченко, призвав работать для жизни, а не для музеев, облек слова в форму, придав им вид плакатов и коллажей.

Художественная версия 17 года

Что вышло из этого творческого союза, и как создавать хорошую рекламу, показал Государственный музей В.В. Маяковского. В ульяновский историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова привезли выставку «Маяковский – Родченко. Революция в искусстве». Поэт и художник, художник и фотограф, они создали лучшие образцы рекламы начала века, в том числе социальной. Работы у бренда «Реклам-конструктор: Маяковский – Родченко» в 1923–1925 годах заказывали ГУМ, Моссельпром, главные издательства страны, профсоюзы.

Посетители увидят плакаты, коллажи, фотографии, обложки книг Маяковского и журнала «ЛЕФ». Специально для экспозиции была заказана реконструкция спортивных костюмов того времени и привезены копии тканей, которые создавала сестра Владимира Людмила Маяковская.

Экскурсию для первых посетителей провел директор московского музея Алексей Лобов. Он рассказал, что выставка должна навести посетителя на мысль – что произошло в 1917 году, была ли это политическая революция или революция в общечеловеческом плане. «Мы очень рады, что юбилейный 2017 год, год странный, противоречивый, посвященный двум революциям, мы открываем здесь. Ульяновск и революция – это два слова, которые максимально тесно связаны. Мы как литературный музей, обладающий огромной художественной коллекцией, привезли свою версию 17-ого года», - рассказывает Алексей Лобов.

Улыбка для Скотика

На главной странице поэмы «Про это», проиллюстрированной Родченко – выразительная фотография Лили Брик. Образы из поэмы сопровождают коллажи, каждый их них самостоятельное художественное произведение, выполненное по законам конструктивизма. По словам Лобова, в то время эти иллюстрации были издательским, полиграфическим феноменом, который никто ещё не смог повторить.

Лиля же изображена на известном рекламном плакате Ленгиза. Именно Брик стала причиной знакомства Маяковского и Родченко в 1920 году – она отправила возлюбленного знакомиться с фотографом, у которого хотела сделать фотографии.

Как фотограф, Родченко искал новые для своего времени точки зрения. Его работе принадлежат лучшие фотографии Маяковского, в том числе та единственная, где поэт улыбается. «Они гостили на даче в Пушкино, и Родченко заметил, как мороженщик, стоящий на пороге, в большую миску накладывает мороженое. Песик Маяковского Скотик очень любил мороженое. Поэт накормил его, спросил: «Хочешь ли ещё?» и взял на руки. Это единственная фотография, которая сохранила улыбку Маяковского как воспоминание и то тёплое отношение, которое он подарил своему любимому псу», - рассказал Алексей Лобов.

Искусство объявлять

Реклама должна вызывать эстетическое удовольствие, были уверены авторы. Её надо не читать, а смотреть. Отсюда большая работа над строчками, шрифтами, их размером и расположением фигур на плакатах. «Во фразе должны быть три составляющих, писал Осип Брик – смысл, звук и слово как понятие. Когда все три параметра совпадут, реклама может быть состоявшейся», - пояснил Лобов.

Как отмечает директор музея Маяковского, сейчас русский авангард востребован во всем мире, и это наследие актуально: «В последнее время акценты смещаются от художественного авангарда в издательскую плоскость, полиграфическую, плакатную. Это малоисследованный пласт, который привлекает огромное внимание. В своей статье Осип Брик называет рекламу искусством объявлять. Мы многое оценили из той эпохи, но многое забыли, и стоит вернуться к истокам, первой советской, русской рекламе, которая по мнению многих исследователей, будет актуальна и сейчас».

Выставка продлится до 26 апреля.

Александр Родченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956, Москва) — русский советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.

Владимир Маяковский (7 [19] июля 1893, Багдати, Кутаисская губерния — 14 апреля 1930, Москва) — русский и советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ». 

 

 

Мария Сайгина