Яндекс.Метрика
Юрий Башмет: «Историю просто так не перечеркнуть. Фестиваль должен жить»
15:2314 марта 2016
Международный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…» в Ульяновской области в 54 раз собрал лучших музыкантов России и мира. 10 марта в Ленинском мемориале выступил прославленный музыкант, «первый альтист мира» Юрий Башмет. С государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» он исполнил симфонию №5 Петра Чайковского и симфонию Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии».

Перед концертом Юрий Башмет рассказал журналистам, чем уникально его выступление в Ульяновске, в чем отличие репетиций в России и за рубежом, кто зашифровал его имя в симфонию, и почему он дважды народный артист.  

Скрипача играют люди

Официально звание народного артиста Юрий Абрамович получил еще в СССР, в прежней формулировке оно осталось и по сей день. «Наверное, нужно было какое-то заявление написать (чтобы присвоили звание народного артиста России – прим. ред.), а я этого не делал», – говорит Башмет. Но есть в его удостоверении страница, которая возмещает этот пробел: «Когда я звание получил, в удостоверении было факсимиле Горбачева, воспроизведенная надпись. Через 9 лет я с ним познакомился на одном из концертов и показал ему это удостоверение. Он листал, листал, обнаружил чистый листок, и написал «Подтверждаю. Михаил Горбачев». Поэтому я говорю – дважды народный».

Юрия Башмета называют первым альтистом мира – именно он вывел альт из оркестра и начал играть на нем сольно. Но, по словам музыканта, такое определение сложно дать  даже самым прославленным исполнителям. «Думаю, если бы даже Паганини был жив, не могли бы сказать, что он первый скрипач. Это люди устанавливают – кто больше концертов играет, чьи пластинки продаются лучше, как заполняются залы. Думаю, что скрипачам сложнее, поскольку рынок очень большой. А мне было сложно, когда рынка вообще не было, нужно было открыть его, прикладывать много усилий».

По словам дирижёра и альтиста, при работе над произведением он добивается звучания, аналогичного тому, что задумывал автор, отсекая исполнительские вариации. Это бывает сложно и для дирижера, и для исполнителей: «Мой путь в интерпретации связан с максимальной чисткой оригинальной партитуры от любых, даже гениальных исполнительских традиций. То есть открываешь партитуру, как будто бы только что Шнитке написал, читаешь её впервые, видишь с прекрасным зрением, умом и душой. А когда на слуху замечательные находки великих исполнителей, то этот автопилот, и у исполнителей, и у слушателей, превращает произведение в плохом смысле в какое-то музейное. Это что-то не живое».  

Играл «Гарольда» в джинсах

При исполнении симфонии «Гарольд в Италии» Юрий Башмет на сцене исполнял сразу две роли – дирижёра и альтиста. Стоит ли говорить, что одно другому совершенно не мешало – оркестр уверенно справлялся со своей задачей, когда в руках маэстро был альт. «Это симфония для оркестра с солирующим альтом. Всегда есть дирижер и альтист, который мало играет. В данном случае я в одном лице и дирижирую, и играю. Потому что это возможно в нашей стране, потому что, когда люди понимают, что нужно, они работают, сколько надо», – сказал музыкант. По его словам, только в России возможно столько работать над произведением, сколько этого требуется: «У нас в свое время, когда мы это выучили, было 9 репетиций. То, что ни один профсоюз не позволил бы сделать, ни в Италии, ни в Японии, нигде».

История, рассказанная Байроном и переосмысленная Берлиозом, актуальна и в наши дни. «Гарольд растворяется в обществе, он пресытился светской жизнью и решил посмотреть мир. В это время было много войн после французской революции, объединение Германии, Пруссии, было много крови, жертв. Время непростое, как у нас сейчас. И он в конце приходит к тому, что мир спасает творчество и культура. А уже Берлиоз добавил музыку», – так рассказывает музыкант о симфонии.

На бис Башмета и «Новую Россию» вызывали три раза. Однако одним из лучших исполнений «Гарольда», по воспоминанию дирижёра, стал римский концерт: «Это было в Риме. Я был в черных джинсах и черной рубашке с короткими рукавами, черные носки, мокасины – потому что если чемодан пропадает, во всяком случае ты в черном. Мы с Валерой Гергиевым жили в одном большом доме. К нему пришла пресса, снимали фильм, у меня друзья и тоже пресса. Так получилось, что в последний момент мы выбежали на концерт. Друзья помогали, кто-то взял инструмент, кто-то фрак. И вот мы оказываемся в базилике Санта-Чечилия, оттуда будет радиотрансляция по всей Италии. До концерта десять минут, подходит директор зала. Я говорю: да-да, всё в порядке, разыгрываюсь. Я ему не сказал, что в доме забыли мой фрак. Мой друг помчался за ним. Директор заходит без трех минут. А я все еще играю, в джинсах. Он нас буквально выталкивает на сцену. Я в ужасе, у меня полные карманы мелочи, ключи, бумажник. Влетает мой друг, я на всё это сверху надеваю просто фрак. Валере говорю, что делать? Он схватил мой ремень и выдернул из штанов – хоть пряжки нет. Я стою за сценой, и брюки медленно опускаются… Беру левой рукой альт и смычок, и держу брюки. Надо играть, и я чувствую, что они с меня начинают сползать. В общем, я весь «Гарольд в Италии» провел в такой позе (наклоняется). Это было одно из лучших наших выступлений с Валерой, нерв был невероятный. Группа альтистов сходила с ума со смеху. В прессе потом очень хвалили, написали, что это произведение было исполнено в новом стиле. Но так как Чайльд Гарольд путешествовал по горам, ему было удобно это делать в джинсах».  
 

«Бедный Никола!»

Юрий Башмет играет на альте итальянского мастера, но не Страдивари, как можно было предположить. По словам музыканта, этот инструмент мастера – не лучшее его достижение. Однажды альтист собрал для концерта все инструменты, на которых играл легендарный Николо Паганини – скрипку, шестиструнную гитару, мандолину и альт. Альт привезли из Японии. «У него одна нота гениальная, остальные не очень хорошего звучания. Мои коллеги за кулисами слышали, как я говорил: «Бедный Никола, бедный Никола, как он мучился!» А вечером тот японец, который привез этот альт в Москву, сказал: «Бедный Юрий!» Потому что он вынужден уже 19 лет играть на этом альте в квартете в Токио.

Для Башмета пишут произведения многие композиторы современности, их уже более полусотни. Часть еще не звучала для зрителя, но многие входят в репертуар. Среди них концерты Шнитке, в том числе концерт, где имя альтиста зашифровано в нотах. «Б – это си бемоль, А – ля. У меня получается без окончания, «Башме». Это концерт Софии Губайдуллиной, Александра Чайковского, Гии Канчели – «Стикс» и «Литургия», произведения Андрея Эшпая, Эдисона Денисова, Андрея Головина, Джона Тавенера», – рассказывает Башмет.  

О фестивале и Ленине

«Вашему фестивалю 54 года и его поддерживает губернатор. Огромное спасибо ему, потому что если кто-то этого не делает – власть или спонсоры, бизнес, не принимают участие, значит, они дураки. Кто делает, им надо выражать огромную благодарность», – обратился музыкант к организаторам фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…».

Как и для многих исполнителей, большой путь Башмета начался с победы на большом конкурсе. Но перед этим была рок-история: «Я был гитаристом, у меня была своя группа, это было время «Битлз». А для мамы я играл на скрипочке. И вот «Битлз» перестали быть модными в нашем возрасте – 12-13 до 19 лет. А кто, как жить дальше? Появился Джими Хендрикс, но он мне не пришелся по душе, появился американский джаз-рок. Я понял, что надо пойти в эту сторону. Но у нас получилась очень плохая копия – инструменты не те, нет традиций. И в этот момент меня спас Владимир Ильич Ленин. В Киеве был конкурс молодежи, посвященный столетию Ленина (Юрий Башмет вырос в украинском Львове – прим.ред.). Я туда стал готовиться, приехал и оказался победителем. Но поскольку альтист не мог быть победителем скрипичного конкурса, нам пятерым вручили подарки и написали: «Переможцю конкурса», то есть победителю. Теперь в Киеве нет конкурса, посвященного Ленину, а у нас есть фестиваль, 54 года, в этом городе. Потому что мы мудрые люди, и историю просто так не перечеркнуть, со всеми плюсами и минусами. Фестиваль должен жить».    

«Мир, Эпоха, Имена…» – крупнейший в стране музыкальный фестиваль, который проходит с 1963 года на территории Ульяновской области. В этот раз он продлится до 24 марта. Его исполнителями стали артисты и коллективы из России, Германии, Монголии, Италии, Бразилии. В этом году фестиваль посвятили 250-летию со дня рождения Николая Карамзина.

Юрий Башмет – советский и российский альтист, дирижёр, педагог. Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону, воспитывался во Львове. Окончил Московскую консерваторию, активную концертную деятельность начал с 19765 года. В 1986 году создал камерный ансамбль «Солисты Москвы», а в 1992 году – новый оркестр. С 2002 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». С 2006 года с белорусским пианистом Ростиславом Кримером проводит ежегодный Международный фестиваль.    



Записала Мария Сайгина

Фото Ульяновского дома музыки