Яндекс.Метрика
Вячеслав Рожнов: «Ульяновская область в состоянии решить программу импортозамещения в ближайшие три года»
10:0407 декабря 2015
В послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин чётко обозначил, что программа импортозамещения должна быть реализована к 2020 году. Как решается эта задача в Ульяновской области? Свой вопрос мы адресовали заместителю министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов региона Вячеславу Рожнову.

– Задачу мы можем решить гораздо раньше 2020 года. Но с одним условием. Если будут созданы благоприятные условия для финансирования и кредитования новых инвестиционных проектов на селе, включая переработку.

– Смелое заявление. Обоснуйте.

– В регионе мощные перерабатывающие предприятия. Но они не работают в полную силу по причине нехватки сырья. Значит, надо расширять сырьевую базу, в том числе через изъятие неиспользуемых земель. Для их обработки, в свою очередь, нужны сельхозтехника, оборудование и прицепные агрегаты. Из всего, что требуется для развития сельского хозяйства, они являются самыми дорогими по стоимости.  Если, как сегодня, субсидирование из федерального центра будет меньше 50%, проблему импортозамещения не решить.

– Может быть, в реализации программы импортозамещения дела лучше идут у малых форм хозяйствования? Имею в виду личные подсобные хозяйства и индивидуальных предпринимателей. Чтобы там ни говорили, а по отдельным видам сельхозпродукции на их долю приходится львиная доля её производства.

– Правильный и своевременный вопрос. Чтобы эти формы производства сохранить и развить, надо обеспечить реализацию их продукции. Если крестьянам будет куда сдать молоко, овощи, фрукты, мясо, они и скотину будут держать и хозяйство развивать. Но пока что реализация их продукции остаётся большой проблемой. Между тем, переработка на местах необходима, особенно в отдалённых районах. Возьмите Астрадамовку Сурского района. Там сумели сохранить пищекомбинат и он успешно работает. Варенья, соленья,  маринады, помидорчики, огурчики …  Такие предприятия раньше были практически в каждом районе области. Не сомневаюсь, можно и сегодня наладить работу по приёмке и закупке сырья и сельхозпродукции у населения.

– Так что же мешает?

– Для этого требуется солидное финансирование. Посмотрите, как мы сумели поднять производство гречихи в регионе. Дали средства на модернизацию производства в Чердаклинский и Николаевский районы. Построили они линии по переработке, и производство гречихи выросло в два раза. Почему? Потому что аграрии увидели, куда её можно сдать. Составили с переработчиками договоры с указанием твёрдых фиксированных цен и посеяли под них эту культуру. Точно также будет с молоком, мясом, овощами, фруктами, если крестьянам дадут гарантии, что выращенный урожай от них будет принят, и они получат за него деньги.

– А крестьяне таких гарантий дождутся?

– Проблему обсуждаем. Есть положительные сдвиги. Нас поддерживает губернатор. Область готова возмещать 50% стоимости закупаемого оборудования. Но вся трудность, опять же, в том, что сегодня стоимость такого оборудования и помещений под него такова, что даже 50% субсидирования не в состоянии решить вопрос. Облпотребсоюз, например, вознамерился  построить небольшое предприятие по производству консервированных овощей и фруктов, но так и не смог решить эту задачу.

– Но ведь есть и положительные примеры.

– Есть. Мы теряем почвенный плодородный слой. Лесопосадки для его сохранения последний раз проводились ещё при Сталине. Со временем работы были приостановлены, а потом и вовсе свёрнуты. Но появилась надежда восстановить утраченное. Сегодня на восстановление плодородного слоя выделяются средства. Из федерального центра они составляют 22 350 рублей на гектар, из бюджета области – 13 650 рублей.

Овощи, как известно, лучше всего выращивать в пойме рек, где рядом вода. Сегодня поймы заросли кустарником, превращаются в свалки, их надо расчищать. На эти цели, опять же, выделяются средства из расчёта 1 500 рублей на гектар из федерального бюджета и 800 рублей из областного.

Субсидирование в объёме 60% из федерального и 10% из областного бюджетов хорошо сказывается на развитии мелиорации в регионе. К 2020 году площади поливных земель планируется увеличить более чем на 11 тысяч гектаров. А ещё ввести в оборот 43 тысячи гектаров ныне не используемых угодий. Могу сказать, что поддержку активно используют овощеводческие хозяйства Старомайнского района и такое ведущее предприятие региона, как «Лаишевские овощи». Урожайность и площади поливных земель у них постоянно растут. Подключаются к программе овощеводы Вешкаймского района.

Отмечу одну особенность. Практика показывает, что если овощевод получил деньги в виде поддержки, его отдача, в отличие, например, от животноводов, видна реально. Будем делать всё возможное для того, чтобы местные овощи и фрукты не уходили в другие регионы, а оставались на ульяновской земле. Тогда деньги покупателей будут работать на местных, а не чужих производителей.

– Мало вырастить хороший урожай, его ещё надо сохранить. А для этого нужны овощехранилища. До недавнего времени их в регионе было явно недостаточно. Изменилась ли ситуация к лучшему? 

– По строительству хранилищ идёт 50% процентное возмещение расходов. Об этом заявил губернатор Сергей Морозов, проводивший совещание овощеводов в Вешкаймском районе. Но есть проблема. Склад, предположим, стоит 10 миллионов рублей. Область готова возместить пять миллионов. Но у овощеводов попросту нет денег. Понятно, что в таких условиях склады они не построят и не купят. Ещё одно уточнение. Даже при наличии средств на возмещение может рассчитывать только тот, кто имеет статус сельхозпроизводителя. Для этого у него должно быть не менее 70% сельскохозяйственной деятельности.

– И что теперь? Тупик?

– Безвыходных ситуаций не бывает. Я благодарен генеральному директору ОАО «Агропромпарк» Сергею Пелевину. В нынешнем году он был единственным, кто готов закупать картофель и овощи из ЛПХ. Картофеля, кстати, мы производим 110% от потребности. Из этого количества на долю юридических лиц приходится только 30%. Всё остальное дают личные подворья сельчан. В Агропромпарке современные хранилища. Овощеводам, у которых недостаточно средств для постройки или покупки в собственность хранилищ, в качестве варианта предлагается брать в нём мини-камеры для хранения. Более того, часть продукции Агропромпарк может забирать по фиксированной цене и поставлять в торговые сети. Нет транспорта для доставки? Агропромпарк готов его предоставлять. Нареканий по хранению продукции нет: условия самые современные. Почему бы такое предложение и не принять? Чтобы современное хранилище построить, надо как минимум 25 миллионов рублей. Такие деньги есть далеко не у каждого. А здесь предлагается готовый вариант решения проблемы. К слову будет сказано, в этом отношении Ульяновская область идёт впереди всех регионов России. На федеральном уровне только-только начали создавать логистические центры с возможностью доставки, хранения, переработки и реализации овощей. А у нас такой центр в лице Агропромпарка есть уже давно. И надо использовать его на полную мощность.

– Слушаю, Вячеслав Юрьевич, и невольно заряжаюсь вашим оптимизмом. Это при стольких-то трудностях.

– Помните, у Архимеда «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир»? Убеждён, что если на федеральном уровне будут надлежащим образом решены вопросы финансирования и кредитования, мы решим задачу импортозамещения в ближайшие три года.    



Виктор Никитин