Яндекс.Метрика
Дмитрий Фёдоров: «При развитии городов должен сохраняться экологический каркас»
13:2608 июля 2014
За последний год в Ульяновске активизировалось строительство недвижимости, в том числе и коммерческой. Это гостиница у автовокзала, жилой дом у Маришкиного родника, вторая очередь «Аквамолла» в пойме Свияги. И если в случаях с парками или особо охраняемыми природными территориями такие моменты регулируются законодательством, и строительство здесь подвергается множеству ограничений, то в случаях с непарковыми зелёными островками всё гораздо сложнее. С одной стороны, юридически строить можно, но часть жителей окрестных домов иногда выступает против, желая видеть под окном живые деревья. Есть ли выход из подобных ситуаций, мы спросили у нового главного эколога Ульяновской области Дмитрия Фёдорова.  

- Вы снова курируете вопросы экологии и охраны природы. Как изменится характер работы по сравнению с прошлой министерской деятельностью?  

- Моя работа как главного эколога региона заключается в том, чтобы выстроить эффективную систему работы структур министерства, которые занимаются вопросами охраны окружающей среды и природопользования с федеральными и муниципальными природоохранными структурами, которые представлены в регионе, а также чётко настроить каналы коммуникаций с гражданским обществом: Экологической палатой, некоммерческими природоохранными организациями – этот список достаточно большой, и многие отношения нуждаются в качественной перенастройке. Сегодня с большинством из них у минприроды подписаны соглашения, более или менее успешно функционируют различные дискуссионные площадки. Сегодня острая необходимость в качественных экспертных дискуссионных площадках по локальным проблемам, например, таким, как проектирование второй очереди «Аквамолла». Здесь роль ведомства в том, чтобы быстро донести обществу экспертные оценки специалистов, имеющих многолетний опыт работы в соответствующих сферах.  

- Какие, на ваш взгляд, сейчас самые главные проблемы экологии в области?  

- Это несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов и перенастройка всей системы сбора, вывоза, сортировки и утилизации ТБО. По поручению губернатора сейчас создана рабочая группа. Она готовит концепцию обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами на территории Ульяновской области, а также программы обращения с отходами в составе госпрограммы «Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов». Сейчас мной даны поручения муниципальным экологам, отделам министерства, которые просчитывают все объёмы образующихся отходов, делают срез сегодняшнего дня со сложившейся ситуации с удалением и захоронением отходов.  Сегодня не хватает объектов размещения (полигонов), транспортировки (мусоровозов),  контейнерных площадок, особенно в сёлах. Здесь предстоит очень большая работа в ближайшие 5-6 лет. Должны прийти эффективные управляющие компании, такие как в соседних регионах, в Ульяновске и Димитровграде, способные оказывать по сути качественную жилищно-коммунальную услугу населению по принятию от него отходов и эффективному способу утилизации с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. Вторая не менее важная проблема, которая также стоит на стыке с жилищно-коммунальным комплексом – очистка сточных вод. Сегодня в регионе не хватает современных мощных комплексов по их очистке. Многие районные центры вообще не располагают очистными сооружениями, а сточные воды сбрасываются в реки и озёра недостаточно очищенными, либо вообще без очистки. Для решения проблемы готовится комплекс мер с привлечением бюджетных и внебюджетных источников. Ещё одна проблема – очистка атмосферного воздуха. Вопрос более характерен для крупных насёлённых пунктов и некоторых райцентров, которые имеют локальные или системные проблемы. За последнее время ряд котельных с мазута и угля переведены на газ, но важный вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автомобильный транспорт. Требуется работа с муниципальным транспортом, с крупными автотранспортными предприятиями, в том числе частными. Решением проблемы является перевод на газовое топливо, и другие варианты вплоть до полного запрета на въезд в центр и сквозной проезд через населённые пункты автомобильного транспорта, который ниже «Евро-3» - как в некоторых субъектах. Сейчас коммунальный транспорт соответствует стандартам «Евро-2», «Евро-1», даже можно сказать «Евро-0». ?, конечно, сегодня быстро растет количество личного автотранспорта. Естественно, на повестке дня стоят вопросы особо охраняемых природных территорий, ведение Красной книги Ульяновской области. Это большая работа специалистов разного профиля, которые сегодня работают по оценке экосистем, ландшафтов, которые способны осуществлять качественный мониторинг популяций редких и исчезающих видов животных. Важнейший вопрос, который поставлен губернатором – сохранность зелёного фонда, прежде всего в муниципальных образованиях. В своё время было выпущено 271-е распоряжение правительства Ульяновской области, которое регулировало и давало дополнительные возможности по охране зелёных насаждений. В нём был прописан большой комплекс работ по мониторингу зелёных насаждений, согласованию при обрезке и сносе и так далее. Это постановление сегодня переработано, и в ближайшее время его передадут на утверждение губернатору. В документе также перенастроена система, которая должна обеспечить сохранность зелёного фонда на территории насёлённых пунктов. С одной стороны, проблема понятна для работников природоохранных органов. В тоже время есть ряд конфликтных ситуаций с застройщиками, проектировщиками и архитекторами, которые происходят на почве выделения земельных участков, проектирования объектов застройки. И здесь нужна некая середина, понимание текущей ситуации.  

- Как должна строиться охрана зелёного фонда в населённых пунктах региона?  

- Во-первых, муниципальные экологи должны чётко разъяснять суть объектов охраны зелёного фонда. Например, в Ульяновске. Что здесь из объектов зелёного фонда необходимо охранять в первую очередь? Это «лёгкие города» – городские парки. Это большие по площади участки зелёного фонда, которые осуществляют роль экофильтров и насыщают кислородом атмосферный воздух. Также это все буферные зелёные насаждения, которые сегодня произрастают вдоль основных транспортных магистралей. Понятно, что этим деревьям крайне не комфортно там живётся, по сути, они просто выживают. Но в тоже время они выполняют очень важную экологическую роль, принимая на себя удар от выбросов автомобильного транспорта и создавая барьер для близлежащих жилых домов. И, что самое важное, необходимо охранять в городах «возрастные» деревья. Эту проблему недавно обсуждали на Экологической палате, и есть единое мнение, что должна быть проведена региональная акция «Старые деревья – это живые символы истории». У нас, например, есть дубы - фактически ровесники города. Это в первую очередь деревья, которые растут на проспекте Гая вдоль парка «Винновская роща». Эти дубы – генофонд. Они просуществовали сотни лет, пережили смены эпох, и мы сегодня видим, что они плодоносят, образуют семена, и как раз это те деревья, которые необходимо как можно дольше сохранять. Есть старые деревья в Димитровграде, и в других населённых пунктах: даже есть свой столетний дуб, старая липа и другие. Многие из них являются объектами народного поклонения, и люди относятся к ним как к природному храму. Это правильно. Если брать в пример зарубежный опыт, то в крупных городах старой Европы магистрали «обходят» старые деревья, которые остаются посредине дороги, магистраль проходит мимо, им выделяется буферная зона, ограждения, осуществляется полив, обрезка и так далее. Деревьям, которые начиняют наклоняться под тяжестью своей кроны, никто не обрезает ветки. Устанавливаются определённые подпорные конструкции, которые поддерживают дерево, и никто даже не думает его сносить. Нужно дополнительно изучить этот опыт, и постепенно довести до застройщиков, архитекторов, руководителей муниципальных органов власти, что деревья требуют более бережного отношения. К ним надо относиться как к живым организмам. И не по принципу, который бытует у обывателя, что деревья растут сами. Сами они не растут, а требуют огромного ухода.  

- Во время последнего заседания Экопалаты прошла мысль, что существует конфликт между развитием города и сохранением зелёных участков. Как его разрешить?  

 - Конечно, любая урбанизированная территория требует развития. Для того, чтобы это развитие было комфортным для жителей населённого пункта, в нём должен сохраняться некий экологический каркас, экологический баланс между этими зелёными островками. Это не значит, что на каждом метре должно расти дерево. К дереву надо относиться как живому организму. Надо понимать, насколько этому дереву, кустарнику, травянистому растению комфортно живётся в данном месте. Многие шумят, почему в каком-то месте пилят. Если мы сделаем анализ листвы деревьев около автомагистралей, то увидим в них половину таблицы Менделеева с превышением ПДК. Такой живой организм, по сути, наркоман или тяжёлый алкоголик. Насколько ему комфортно жить? Мы видим, что эти деревья «суховершинят», у них имеются недоразвитые побеги, диаметр листовой пластины намного меньше, чем у аналогичного образца, растущего в лесу. Здесь человек себя считает эгоистом: ему надо, чтобы был целый автопарк под окном (некоторые семьи по три автомобиля имеют), и в тоже время, чтобы под окном роща росла. Когда автомобили зимой прогревают двигатели, насколько удобно это всё для тех самых живых организмов? Насколько удобны для них выхлопы во время пробок? Понятно, что на единицу городского района должна быть определённая площадь зелёных насаждений. Но важно относится к этому вопросу с трезвой головой, без всякого фанатизма и перегибов в ту или иную сторону. Конечно, комфортнее деревьям находиться в сообществе, в парковой зоне. Там, где деревья представляют собой разреженные массивы, и высажены лентами, им менее комфортно. Когда эти ленты подвергаются сильному антропогенному воздействию, им совсем «не сахар». Поэтому, если мы сажаем деревья, создаём дополнительные зелёные комплексы, то кто за ними будет ухаживать? Кто будет их содержать? Кто обобьёт руки тому негодяю, который заедет колесом, сломает ветки? Надо смотреть и на эти вопросы. В прошлом году, когда осенью проводилась акция «Посади и вырасти своё дерево», министерство помогало по обращениям ТСЖ по улице Репина, предоставило саженцы, и помогло их посадить. Когда жители говорили, где им хотелось бы посадить, мы проводили разъяснительную работу, где можно сажать, а где нет. А с теми жителями, которые посадили деревья, договорились, что если они принимают на себя всю меру ответственности за эти деревья, то они осуществляют подкормку, прополку и регулярный полив в летний период.  

- Говорите, что деревьям не комфортно, и поэтому их можно вырубить. Не получится ли тогда, что город постепенно выдавит всю зелень?  

- Это апокалипсический сценарий. На любую экологическую проблему надо смотреть комплексно. Здесь каждая проблема по цепочке тянет за собой другую. Почистим воздух, уменьшим количество щадящего автотранспорта, переведём котельные на экологически безопасное топливо, будет комфортнее сама атмосфера. За деревьями нужен локальный уход. Какие-то надо вовремя пролечить, опрыскать от вредителей, обработать стволы, подкормить. Когда высаживают новые деревья вокруг новостроек, то сколько вносят в яму под посадку чернозёма, перегноя? Зачастую застройщик пытается воткнуть предусмотренные по плану сдачи в эксплуатацию деревья прямо в разровненный строительный мусор. Это будет даже не индийский йог, который пьёт только воду и дышит воздухом, а ещё хуже. У него и воды не всегда будет, а какие питательные вещества он оттуда сможет взять? Стеклобой, кирпичный бой и цемент. Но на цементе деревья не растут. Поэтому, например, в Москве при замене деревьев в парках меняют и грунт для того, чтобы деревьям было комфортно с самого первого дня. Деревьям надо создавать условия, чтобы была пышная крона: хорошая почва, агроуход, обработка от вредителей и болезней, полив. ? дерево, будучи ухоженным, лучше защищено от негативного воздействия автомобильного транспорта, у него будет своя жизненная сила.  

- Как у нас сейчас идёт работа по учёту городских деревьев?  

- У нас в санитарно-гигиенических нормативах прописана рекомендованная площадь зелёных насаждений. Нормативы есть. Вопрос в том, что комитет по охране окружающей среды администрации Ульяновска сейчас до конца выявляет ситуацию с инвентаризацией зелёного фонда города, и смотрит, насколько эти нормы соблюдаются в том или ином районе. И должна быть проведена работа по выработке механизмов: как дополнить эти зелёные насаждения там, где их точно не хватает. Высадить можно, но вопрос в том, как и кто будет осуществлять уход. Будет ли это муниципальное учреждение, управляющая компания, ТСЖ, или группа инициативных граждан. Учёт зелёного фонда в городе ведётся двумя способами. Так же, как в лесном фонде парки могут быть обсчитаны методом таксации – закладываются пробные площади, на них делается тщательный подсчёт, и он распространяется на всю площадь. Второй метод – поимённый учёт, который практикуется активно в Европе. У них все деревья переписаны, на каждом висит бирка с порядковым номером. И всё занесено в картотеку, что на такой-то улице произрастает столько-то деревьев такого-то вида и состояния. За этим следит большая армия дендрологов. Подобный опыт готовы внедрять. Есть хорошие партнёрские отношения с экологами из Германии и Италии.  

- Когда работы по учёту деревьев были начаты, и когда можно ждать результатов?  

- На самом деле эти работы сейчас идут. Работа была запущена в 2013 году. Мы понимаем, в каком районе у нас проживает сколько жителей. И нужно установить, сколько по нормативам там должно быть зелёных насаждений. Но где-то может и не оказаться той площади, где деревья можно высадить. Мы не можем сажать над теплотрассой и канализацией, а также под линиями электропередач. У городов и посёлков области будет устойчивый экологический каркас. В Европе все набережные в городах убраны в бетон и гранит, как у нас в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. А за пределами города, наоборот, максимальный размер водоохраной зоны, максимальные размеры поймы, которые не испытывают никакого негативного воздействия, они не используются как сельскохозяйственные угодья, для выпаса скота и так далее. Водные объекты - такая же экологическая система. Если она где-то имеет сильный антропогенный пресс, то где-то она должна отдыхать. И в Европе она отдыхает на подходах к населённому пункту и после прохода через него. В городе невозможно на все 100% «изобразить» природную экосистему. В Свиягу сейчас осуществляется более 30 выпусков городской ливнёвки, которая не имеет никаких очистных сооружений. Это серьёзный антропогенный пресс. Но воду надо отводить от жилых районов, и её сбрасывают в Свиягу. Но такие стоки надо чистить. Также сливы, химикаты и реагенты зимой, протечки бензина. Если мы хотим иметь идеальную реку с белой кувшинкой и жёлтой лилией, прозрачной водой и стаями рыб, то мы должны очень быстро построить 30 очистных сооружений.  



Виктор Мартынов