СОЮЗ ЛЮБВ? ? ТАЛАНТА.
Знаменитую «высотку» на Котельнической набережной в Москве я не забуду до конца дней моих. ?менно здесь в квартире номер 308 на восьмом этаже жили несравненная Клара Степановна Лучко и ее муж Дмитрий Федорович Мамлеев. Сколько чудесных вечеров я провел с ними! Сколько было разговоров на разные темы! Как много добра и разума встретил я! Свет встреч с этими людьми сопровождает меня и по сию пору… Первоначально – несколько слов о Дмитрие Мамлееве. В Казани, где я работал собкором «Комсомольской правды», меня за абсолютно правдивую (и праведную) публикацию публично пообещал посадить в тюрьму «за клевету» никто иной, как лично первый секретарь обкома КПСС товарищ Ф.А.Табеев. Поняв, что дело назрело нешуточное, я отправился в Москву, в родную газету. Главный редактор Борис Панкин был в отъезде. Меня принял его заместитель, небезызвестный Валентин Чикин. Мои опасения насчет казанских гонений за правду он воспринял (как мне показалось) даже с неким сладострастием. Промолвил что-то вроде: - Ну, поедешь работать в Волгоград… ? будешь там поосторожней… ? все. Мне стало ясно, что защищать собкора Миндубаева никто не собирается… - Пожалуй, мне придется уйти из «Комсомолки», Валентин Васильевич?… - Да куда ты пойдешь? Кому ты нужен?! Я покинул кабинет босса. До того (а это был год 1970) я несколько раз печатался в «?звестиях». ? с какой-то еще неясной целью отправился на Пушкинскую площадь. Принял меня заместитель ответственного секретаря Дмитрий Мамлеев. - А-а, казанский татарин? Ну, говори, что у тебя там? Обаяние этой личности покорило меня сразу. Открытое лицо, добрые внимательные глаза, умение слушать и вникать были очевидны. ? еще то не сдерживаемое хитростью или расчетом, чувство юмора, которое присуще только умному и порядочному человеку. Короче, Мамлеев обаял меня сразу – и на долгие годы. Да и разве меня одного?! Встреча наша закончилась вот чем. Дмитрий Федорович набрал телефон Чикина и спросил: - Валя, мы хотим забрать из «Комсомолки» Жана Миндубаева. Ты не возражаешь? На конце провода вроде бы поперхнулись. Затем последовал ответ такого рода: - Сначала мы разберемся на редколлегии в чем суть конфликта Миндубаева с руководством Татарстана. Дмитрий Федорович как-то весело посмотрел на меня. ? набрал кремлевскую «вертушку». - Борис, тут у меня сидит Жан Миндубаев. По моему, неплохой парень. Ты рекомендуешь его в «?звестия»? ? главный редактор «Комсомолки» Борис Панкин не возразил… Так я стал собкором «?звестий» по Поволжью с пребыванием в Ульяновске. Разве мог представить я в мартовский день 1970 года, что именно Дмитрий Мамлеев станет моим строгим, взыскательным и одновременно доброжелательным учителем на целых пятнадцать лет? Что я познакомлюсь с его женой – легендарной киноактрисой Кларой Лучко? ? более того: стану частенько гостевать в этой самой квартире номер 308 в «высотке» на Котельнической набережной. ? наслушаюсь там умных рассуждений; насмотрюсь на истинно высокие отношения двух любящих друг друга людей? ? даже подружусь с очаровательным японским хином, который постоянно сидел на краешке письменного стола Дмитрия Федоровича и с большим вниманием рассматривал Москву-реку; идущие по ней суда и старую электростанцию на противоположном берегу… Увы! – этого милого песика, любимца семьи, украли, когда Дмитрий Федорович, спустившись в булочную, привязал ее у входа… Дмитрий с Кларой долго горевали… Да, редко, весьма редко встречается такая супружеская гармония, такое внутреннее единение и взаимопонимание. Никакого сюсюкания, никакой назидательности во взаимоотношениях двух неординарных личностей, никакой мелочной повседневной суетливости. Любовь без демонстраций, взаимоуважение без деклараций, верность без подчеркивания – вот что представлял собой союз Лучко и Мамлеева. Тут было чему поучиться и что поставить в упрек самому себе... О Кларе Степановне. Что я могу добавить к чертам ее личности, миллионам россиян хорошо известной? Упомяну всего лишь о двух особенностях характера этой замечательной женщины. Первая: При наступлении новых времён в девяностых годах прошлого века, когда многие знаменитости (включая даже Михаила Горбачева) не считали зазорным ради денег участвовать в рекламе, Клара Степановна для себя такое исключила начисто. ? не потому, что была сказочно богата, нет. Она просто очень высоко ценила то понимание интеллигентности, которая была всегда присуща деятелям русской культуры. Вторая, чисто житейская черта Клары Лучко – в качестве хозяйки дома. Кто бы ни собирался на громадной кухне-столовой, как долго бы ни засиживались гости, о чем бы ни говорили – Клара Лучко никогда не позволяла себе как-то намекнуть гостям (или гостю) что, де, не пора ли и честь знать? Она просто уходила в свою комнату. Впрочем, гости и сами знали меру гостевания и меру чести. Актриса Лучко прекрасно понимала свое место в истории отечественной культуры. Но, в отличие от многих современных «звезд», никогда не позволяла себе хотя бы малейший намек на некую значимость собственной персоны. Внутреннее достоинство было ей органически присуще; любая поза – отчуждаема; интеллект – органичен. Не ограничен, а органичен. ? на экране, и в жизни служение профессии и судьбе было главной сутью ее бытия. Впрочем, как и ее мужа Дмитрия Мамлеева. Начав свой профессиональный путь в журналистике с должности репортера ленинградской молодежной газеты «Смена», Дмитрий Мамлеев совершил потрясающий, как говорят ныне, карьерный путь. Был первым заместителем газет «?звестия» и «Советская культура»; был заместителем министра по печати СССР; был руководителем фонда мира и так далее. Возможно, другой человек с биографией Мамлеева превратился бы в самодовольного и чванливого чинушу, при любом удобном случае подчиняющего свою значимость. Могло быть, но только не с Дмитрием Федоровичем! Какой бы руководящий пост он не занимал; на какую высоту не возносила бы его жизнь, он всегда оставался доступным, открытым и отзывчивым человеком. Вероятно, именно это качество – в сочетании с высочайшим профессионализмом – и притягивало к нему множество людей. Магнетизм Мамлеева был неотразим; в числе его друзей и соратников числились такие писатели, как Мариэтта Шагинян, Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов; множество видных ученых, военачальников, государственных деятелей. Я уж не говорю о том, как тянулись к нему мы, журналисты. ?бо умел «ДФ» отличать болтунов от работников; подлецов – от порядочных; карьеристов – от увлеченных своим делом. ? это все знали, всем это импонировало. Думаю, это понимало и чуткое сердце Клары Лучко Клара Степановна ушла от нас 26.03.2005 года. Дмитрий Степанович покинул сей бренный мир 02.02.2012 года....