
Клуб «Симбирский глагол».
Ведущий Клуба – Жан Миндубаев.
Гость Клуба – Андрей Цухлов.
Визитная карточка гостя.
Цухлов Андрей Юрьевич. Закончил филологический факультет Ульяновского педагогического университета. Преподавал в Ульяновском педагогическом колледже № 4. Несколько лет работал в городской газете «Ульяновск сегодня». Публиковался в альманахах «Мономах», «Карамзинский сад» и других. ?здал два поэтических сборника – «Четверговый дождь» (2000 г.) и «После четвергового дождя» (2006 г.). Член Союза писателей России.
ВРОДЕ ПРЕД?СЛОВ?Я
Как хорошо, комфортно на нашей дороге! Проселочной, однако же ровной и гладкой, если и с рытвинами, то столь неглубокими и неопасными, что будто и нет их вовсе. Комфортная, накатанная дорога. ? – по кругу.
Справа и слева – родные поля, перелески, где березки хоть и не знакомы с секатором, однако ж такие аккуратненькие, будто подстриженные…А люди обочь дороги? Добрые, умиротворенные лица – будто за каждым кустом стоит олигарх и одаривает, одаривает, одаривает…
Но главное достоинство нашей комфортной дороги в том, что она круговая, предсказуемая, никаких внезапностей, никаких «вдруг»…Вот милая рощица, та самая, что шелестела слева же час назад…Короче, дорога – благодать! Поэзия! Вот ведь! Вырвалось ненароком словцо. Неспроста, видно…
Однако вернемся к нашей ровной, накатанной дороге. Ступившие на нее довольны. Но…увы, не все поголовно. Кое-кто от этой благодати, от этой поэзии (опять стороннее словцо, экое прилипчивое!) ощущает сонливость, даже начинает позевывать и хмуриться. Что им, немногим, привередливым не по душе? Что они там бормочут? А вот извольте вслушаться: мол, поэзия (опять! опять!) и накатанная предсказуемость – понятия несовместимые. Надо же! ?м, привередам, видите ли, подавай нехоженность, неезженность и ненакатанность, чтобы ахать от неожиданной радости и охать от горести, да, да, чтоб не кручиниться, но только не позевывать! Потому что от поэзии (достало таки это слово, придется смириться и признать его правомерность), так вот, от поэзии, мол, если это истинная поэзия, - не позевывают…
? к чему, однако, раз за разом, не ахти как ловко притягивались за уши метафоры? А вот к чему. Если вы, дорогой земляк (землячка), ощутите в себе эту самую читательскую привередливость, то, как говорится, за чем дело стало? Вот перед вами стихи литпервопроходца Андрея Цухлова, стихи, где накатанной предсказуемостью и не попахивает, зато всяко-разных неожиданностей до чёрта: чаяний, мыслей, житейских неувязок, ностальгии, юмора, боли, призывов…Ахайте, охайте, покачивайте головой, посмеивайтесь, скребите затылок, закусывайте губу, короче: читайте! На здоровье!
Виталий Масюков
*****************************************************
Мобильник в руке задрожит, словно выловленная рыба.
Чего-то забыть – это даже традиция на дорожку.
Заткну телевизор пультом затертым – (смотрел без отрыва) -
и вновь на лице заиграет улыбка-гармошка.
Давно меня галстук душил, добивал распорядок,
и хлеба кусок заработанный в горло не лез.
Ушел я: болтаться, влюбляться, глазеть на небесные грядки,
плутать, плутовать, и с корзинкой прочесывать лес.
Вокзал вдруг покажется даже уютнее дома,
и в водке обычной найду я оттенков не менее ста.
Пейзажи вокруг будут благостны и незнакомы,
а совесть не будет першить, ибо станет прозрачно-чиста.
Ух, я недоступен, ура, я свободен, мне многое пофиг.
Я в озеро брошу, как рыбу, дрожащий мобильник,
нырну с головой, и расплаваюсь вольно и стильно…
? будет мое отчуждение крепким, как кофе,
пока мне волна не отвесит лихой подзатыльник.
ОСТАНОВКА
Деревья – почти не метафора – мачты и реи.
Маршрутки лисицами шмыгают остроносо.
А жить приходится все быстрее,
ощущая погодные метаморфозы.
Стряхните, деревья, обрывки былых парусов.
Видите, вас уже нафталинит снег.
Давно уж в земле якоря корневых основ,
и волны зеленой травы – в деревянном сне.
Осмыслим года итог, подведем баланс.
Лист календарный, как лотерейный билет.
Ну вот – остановка моя как раз.
Домой – и борща. Ведь все – суета сует.
***
Где вы, поля, полустанки, леса, где реальность пахучая?
Где этот яблочный вкус, этот яблочный Спас?
Вот бы сбежать с корабля при удобном случае!
Только каюты-офисы держат нас.
Стать человеком бы: плотником, столяром, дворником,
небом дышать, а не пялиться в монитор.
?ли творить – пером, топором или лобзиком,
выйти куда-то на оперативный простор.
Я словно лист, оскверненный безграмотным текстом,
принтер мной поперхнулся и зажевал.
Кружится голова – то вращается кресло,
в нем я как будто бы на кол посаженный стал.
Крысу так научили: быть хитрой, но в общем – негордой.
Вышестоящий, к окладу полставки накинь!
Запах заофисный чую и тыкаюсь мордой
в стены стеклянные, снова и снова. Аминь.
***
Жалко, трепетно выглядел голубь беспомощный,
что лежал на асфальте, свое отлетав.
? крыло шевелилось, и порченым овощем
он забыто валялся… Но что это, а?
Удивленно вгляделся – и образ поближе:
то пивная бутылка из пластика лишь.
А крыло – этикетка. А голубь, знать, выжил.
Значит, где-то летает пернатая жизнь.
Пнул бутылку. Пошла громыхать по дороге.
Что за люди?.. ? чешутся свалок прыщи…
Востроглазость порой не во благо, ей-богу.
Близорукому счастье – не видно морщин.
ПОРАНЬШЕ ВСТАТЬ
Пораньше встать. Сказать: «Какая чушь!»,
сон оборвав на самом интересном,
будильник дружески похлопать по плечу
и наступить на горло его песне.
Пораньше встать и больше не спешить,
и не метаться загнанной зверюхой,
чего-нибудь хорошее свершить,
не дрёмно ждать, что ценный час протухнет.
А лучше – ничего не совершать.
Пройтись, вдыхая чудо листопада,
глазами хлопая или травой шурша,
и знать, что утро – высшая награда.
Пораньше встать, отведать кофейку.
Две ложки сахара. ? сливки хлипнут смачно.
Пусть Бог подаст. Хоть лыко мне в строку,
хоть сливок в кофе, хоть небес прозрачных.
Еще чуть-чуть – и разъярится день,
очередной штампованно-унылый.
Достоин он лишь рифмы «дребедень»,
он будет прожит вскользь и торопливо.
Блажен рыбак, таскающий лещей,
пастух, ведущий стадо к водопою,
доярка и шофёр, и вообще -
кто раньше встал со светлой головою.
Пораньше встать, услышать бытиё,
побыть в тиши мудрёного рассвета…
Так. Сколько времени?! Проспал! Ну ё-моё!
Пораньше встать. Как трудно сделать это…
ВОДОПАД
Для глаз, ушей и прочего услада –
громада ниспаденья водопада.
С моральной точки зрения полезно
почти с небес низвергнуться – да в бездну.
А что: течешь, течешь себе неспешно,
и солнце отражает твоя плешь, но
твое движенье плавное – конечно,
хоть временно беспечное, конечно.
Так что там? Нет! Неужто? Быть не может!
Да, край земли. ? путь проплыт и прожит.
Деваться некуда. Уж тут не будешь рад.
хочется вернуться, стать моложе…
?ли еще бы пару лет подряд
сидеть и слушать мудрый водопад.
СМОТРЯ НА ФОТО, ПОЛУЧЕННЫЕ С ТЕЛЕСКОПА ХАББЛ
Галактики, созвездия, плеяды
и звезд неисчислимых мириады.
О сколько их, невидимых, нездешних,
мерцающих в холодной тьме кромешной.
Вне доступа и разуму, и глазу,
лишь телескопу, да и то - не сразу.
?х непонятный, их извечный свет
уже разбрызган миллиарды лет.
А ты на всё взираешь с той песчинки –
Земли, где обувь сдал в починку.
А вот ты в ожидании аванса,
вот – на работе с кем-то поругался.
А вот опять, опять беда с желудком…
Но правда в том, и это, знаешь, жутко,
что некогда вглядеться в круговерть
светил небесных.
- Видишь?
- Охренеть...
ЗОЛОТОЙ ГОЛ
Осеннее поле. Деревья играют в футбол.
Команда зеленых – команда желтых.
Обводят друг друга, трибуны требуют гол.
? птицы-болельщики от тишины оглохли.
Солнце летает неспешным мячиком,
судит, - да с присвистом! - ветер-арбитр.
Тучи лениво любуются матчем.
Деревья - играют. Неважно, кто выиграет.
Октябрьское дерби! Такие вот дебри.
Желтые, красные карточки-листья.
Сосны, березы, осины и вербы.
Зачем по траве угорело носиться?
Желтые, впрочем, расстроят болельщиков:
хвойные их победят, однозначно.
Солнце в воротах ветвей затрепещет.
Но - лишь в концовке этого матча.
ДОМОВОЙ
Здесь был когда-то дом, в котором жили люди.
? печка согревала их лютою зимой.
Уютно было тут. ? думалось: так будет,
что сохранит очаг лохматый домовой.
А помнишь времена: село росло и пело,
ваяли топоры пахучий свежий сруб.
? перескрип дверей рождался то и дело.
? вот конек на крыше, изящен и упруг.
Тогда слагали песни, тогда сложили печку,
и окна приоделись в наличников узор.
Дом получился добрым, добротным, безупречным,
под озорной, неспешный, ершистый разговор.
? молодой мужик сказал тебе: «Айда-ка,
дедуля домовой, со мной». ? в кузовок
ты радостно вскочил, самодовольно крякнув.
? в новую избу тебя он поволок.
А помнишь, как в сенях ты подружился с кошкой,
а по ночам коню ты гриву заплетал.
С хозяйкою порой любил шутить немножко:
то шебуршил в углу, то покрывало мял.
А как она вздремнет, сон отогнать не в силах,
ты зыбку чуть качнешь – и вмиг заснет дитя.
Ужель все это было, остыло, отлюбило,
и лишь вороны в небе осколками летят…
А было: свадьба-буря гуляет и топочет,
задорные частушки звучат со всех сторон.
А гости-непоседы угомонятся к ночи,
допив, конечно, мутный, но славный самогон.
А помнишь, как девчонки под Рождество гадали,
как валенок кидали, мол, где там мой дружок?
Как, хохоча, глядели: мол, кинули туда ли?
Ты ж валенок тихонько в курятник уволок.
Следил ты за порядком. Шутил, грустил со всеми.
Но был невидим глазу: ну, дух – он дух и есть.
Ты летний был и зимний, осенний и весенний.
Ты иногда угукал, неся благую весть.
Тепло урчала каша, и - семеро по лавкам.
В углу иконы жили, и среди них был Спас.
Собаки вечерами не уставали гавкать,
быть может, что-то знали и гавкали о нас.
В избе ты тихо плакал, беспомощный хранитель,
и знал, что будет утро бедою. Что вот-вот
завертится – да лихо – веретено событий.
Хозяин и два сына сейчас уйдут на фронт.
Она же вопрошала, сама боясь ответа:
«К добру, а может, к худу? Скажи, скажи: к добру».
А ты молчал, не зная, что ей сказать на это
и неопределенно ты выдавил: «У-гу».
Стучались похоронки в ворота, двери, окна.
? есть всегда хотелось, всегда хотелось спать.
?зба тогда прогнила, продрогла и промокла.
Крапивные лепешки. Холодная кровать.
Бежало время дальше. Церквушку разломали,
потом ее останки пустили на кирпич.
А молодежь манили неведомые дали –
заводы, шахты, стройки и комсомольский клич.
Был клуб, сельпо, управа, две фермы, элеватор.
Еще шумели танцы, гармонь на зависть всем.
Но местные все чаще ребята и девчата
надолго уезжали, порою – насовсем.
Село бесперспективным начальство заклеймило,
заметно на погосте прибавилось крестов…
Останови машину. Не мчись, приятель, мимо.
Здесь умер русский дух, не спасший русский кров.
Давно не смотрят окна. Забиты и забыты
с тех пор как та старушка попала в мир иной.
Дорвались дети-внуки до городского быта.
А дом, немой и мертвый, зарос густой травой.
Здесь неприкаян ветер, здесь равнодушны звезды.
? почтальон не носит ни писем, ни газет.
Чуть-чуть – и рухнет крыша. ? руки, ноги мерзнут.
Вплелись в твою бородку пятьсот последних лет.
Ты стонешь, стонешь, воешь, скребешь в бессилье ставни.
Никто тебя не кликнет, не позовет с собой.
«Ох, человек, за что же, за что меня оставил?!»
Прости нас, если сможешь, бездомный домовой…
СЕЛЬСКОЕ КЛАДБ?ЩЕ
Кресты кряхтят и кособочатся.
Здесь обитает одиночество.
Лепечут скорбные березы,
роняя листья, словно слезы.
Травой могилы зарастают.
Тут все давно друг друга знают.
Венки, букеты и оградки –
в спокойном русском беспорядке.
Здесь все равны, тем более – теперь.
Броди, читай историю потерь.
? жаль, что в мир иной все кандидаты
с пока еще, пока открытой, датой.