Яндекс.Метрика
Люди России. Встречи на дорогах
16:5116 сентября 2013
МиндубаевКлуб «Симбирский Глагол». Ведущий клуба – Жан Миндубаев. Тема: «ЧУЮ ПРАВДУ!»   От ведущего. С этим человеком свёл меня заурядный российский просёлок. Возле деревни с чудным названием Пролей-Каша мне помахал ладошкой мужичок. Белый картузик  на голове, полевая сумка через плечо. Ну, землемер или агроном полувековой давности. Забравшись в «Ниву», попутчик представился: – Егор Кузьмин, правдоискатель. ?ронии в его голосе не было. Лесников, плотников, связистов, трактористов, строителей, рыболовов подвозить приходилось. Правдоискателя-профессионала я встретил впервые. А в том, что Егор Кузьмин именно таковым и является,  я убедился, слушая рассказ попутчика, вникая в перипетии его жизни…   Жан Миндубаев   1.НАЧАЛО НАЧАЛ. До шестнадцати лет сельский парнишка Егорка Кузьмин рос и жил, как и все его деревенские сверстники: помогал родителям, ходил в школу, удил рыбу. После школы хотел поступить на курсы  шофёров. Но случилось нечто, повернувшее всю его жизнь. – Узнаю, понимаешь, возмутительный факт. Председатель пасёт свою личную корову в колхозном стаде – и денег за это не платит! Все остальные колхозники своих коров гоняют в общественное стадо – и за это платят пастуху по два рубля в месяц! А этот мироед пристроил свою бурёнку бесплатно! Это справедливо, а? Ну, я и сигнализировал куда надо… Десятиклассник Кузьмин «сигнализировал» тогда в газету. ? всё ждал: приедет корреспондент и обличит председателя, ославит на всю округу. ? тогда устыдится колхозный голова своего неправедного поступка, перегонит свою корову в общее стадо – и выложит, как и каждый в деревне, два рублика пастуху… ? таким образом будет восстановлена справедливость, или – как выразился Кузьмин – найдена правда. Однако вышло иначе. Вместо публикации, редакция переслала письмо в ещё существовавший тогда райком КПСС. Оттуда первая правдоискательская эпистола десятиклассника Кузьмина, естественно, была отфутболена секретарю колхозного парткома. ? тот вместе с председателем отправился к директору школы. – А ну, покажи-ка нам сочинения твоих балбесов! Егорку «вычислили»  по почерку. Его привели в правление, где целый день (перемежая допросы выпивкой) руководители колхоза выколачивали из паренька «дурь». Выколачивали в прямом смысле – кулаками. А потом, связав парнишке руки за спиной, погнали якобы в район. Время от времени сидевшие на лошадях начальники «взбадривали» юного правдолюбца нагайкой… Тогда об этой истории написала «Комсомольская правда». Шум случился большой.  Состоялся суд. ?стязателям-самодурам дали по три года тюрьмы. А Егорка Кузьмин стал народным героем. Над ним взял шефство обком комсомола. После школы его приняли вне конкурса в сельхозинститут. ? быть бы Кузьмину опекуном полей и мастером больших урожаев. Но опять увела его куда-то в сторону тропа правдолюбца, вернее – непонятая никем идея…   2. Трамвайная линия в никуда. – А дело было так! – загорелся воспоминаниями юности мой спутник. – Я уже  на второй курс перешёл, когда мысль одна шибанула мне в голову, прямо  как молния ослепила! Мысль и в самом деле оказалась занятной.  Пришла она к Егору во время  погрузки и перевозки цемента с железнодорожной станции на институтскую новостройку. На эту работу институтское  начальство, естественно, отрядило студентов. – ? вот мы корячимся, как папы Карло, таскаем мешки в грузовик, мчимся на стройку. Там разгрузим – и назад. ? так по кругу, понимаешь… Надоело! – Вдруг заметил я: весь наш маршрут идёт вдоль трамвайной линии! Она тянулась от станции до строящейся общаги. Думаю: а чего мы суетимся, бензин жгём, взад-вперёд мотаемся?! Ведь можно же вагон с цементом прямо к стройплощадке подогнать! Потому как ширина колеи и у трамвая, и у железной дороги одинаковая! Эх, думаю, светлая у тебя голова, Кузьмин! ? с этой идеей пошел Егор к декану. Тот новоявленного Кулибина выслушал. Но вместо восторгов от рацпредложения почему-то внимательно на Кузьмина посмотрел и пальцем у виска выразительно покрутил… Тогда разобиженный Егор  двинулся в ректорат – уже с письменной жалобой на декана, «зажимщика прогресса»… Но ректорат («Вот дураки!») Егора тоже не поддержал… ? пошло-поехало! Студент Кузьмин отнёс заявление в обком ВЛКСМ. Там (помня о борьбе  юного школьника с председателем) отнеслись к предложению Егора внимательно: создали комиссию, пригласили экспертов. Но вердикт был суров: идея Кузьмина о продвижении вагонов с цементом и прочими стройматериалами по трамвайным путям неприемлема по техническим причинам:  в городе полно коммуникаций, железнодорожный вагон с паровозом их просто раздавят… Казалось бы, резон убедительный. Но Кузьмина уже понесло. Он,  посчитал, что его преследуют за прошлое правдолюбие. ? накатал заявление в Комитет народного контроля (были такие). Постепенно Кузьмин вошел во вкус. Он забросил учёбу, ходил по судам, изучал техническую и юридическую литературу… А когда его отчислили за неуспеваемость из сельхозинститута – развернулся вовсю. Писание жалоб – уже не только в связи с «неиспользованием трамвайной колеи надлежащим образом», но и по любому поводу, постепенно становилось его основным занятием. Официальные ответы, заявления, результаты проверок, встречные жалобы, сверка фактов,  уличение в неточностях и недобросовестности – вся эта деятельность сильно увлекала Егора. Он приобрёл специально для таскания бумаг большой пластиковый кейс – и с утра  до вечера теперь ходил «по инстанциям»… Все новый и новый круг людей втягивался в эту круговерть, все больше и больше бумаг вводилось Егором в оборот… Борьба с несправедливостями набирала темп. Егор Кузьмин начал печатать в местных газетах обличительные заметки на самые разные темы. Его взыскательный глаз примечал все: и мелкие бытовые неурядицы, и упущения в государственном строительстве. Так, например, он предложил: не тратить средства и транспорт на вывозку  листьев и бурьяна из городских скверов, а образовывать прямо на месте компостные кучи. ?ли, дабы  наладить учет безбилетников в городском транспорте, снабдить ступени автобусов и трамваев особой контактной системой, соединенной с электронными счётчиками: «Сравнив число входящих с количеством проданных  билетов,  мы получим искомое».  Кому нужно это «искомое», в какую копеечку это выливается – Кузьмина не интересовало… – Я спал лишь четыре часа в сутки! Лишь одна мысль мучила: сколько же в жизни неправды, лжи и формализма! Кругом одни соглашатели; конформисты! ?х много. А я – один. Один в поле. Воин! Но вскоре Егору повезло: он обрёл союзника. Вернее – союзницу.   3. ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ В райцентр Егор Кузьмин прибыл навестить родственников. Думал погостить день-другой, а остался насовсем. – Попал, понимаешь, в больницу. А там медсестра – славная такая! Литературой занимается. Но разве у нас ценят талантливых людей? ? её тоже – зажимали на всех уровнях! Оказывается, медсестра в районной больничке писала стихи. Естественно, желала публиковаться. Но куда ни посылала свои произведения – отовсюду отказ. Одна деталь: поэтесса районного масштаба Наталья Крон (псевдоним) писала стихи только о природе. Вернее – о её волшебной целительной силе. ?бо и сама занималась природолечением – и имела тут популярность. – Вся местная интеллигенция ее за это и невзлюбила! – возмущался Кузьмин. – ?бо она пропагандировала основы истинно народной медицины. Пришлось принять участие в судьбе… «Участие в судьбе» непризнаваемой врачевательницы и поэтессы оказалось весьма плодотворным. Во всех смыслах. Во-первых, (как выразился Е.Кузьмин) «удалось пробить» публикацию творений Н.Крон в районной газете. Во-вторых, правдоискатель Кузьмин обрёл в лице «Н.К.» единомышленницу и союзницу на поприще борьбы со злом, упущениями и прочими недостатками нашего бытия. А в-третьих (и это главное), два правдолюба решили (слова Кузьмина) «сочетаться вечным браком» и поселиться в той самой деревне, где я и «подобрал» себе попутчика. – Но почему именно в Пролей-Каше решили обосноваться? – поинтересовался я на прощанье. Егор аж на сиденье подпрыгнул: – Как?! Вы не слышали о нашем селе? ? про Тихона Куркова тоже ничего не знаете? А  ведь он нас прославил навек! Чем? Своим  правдолюбием, своей борьбой за утверждение правды – вот чем! Я потому и поселился здесь, что считаю себя последователем Куркова; продолжателем его дела. Пра-вдо-любцем! ?, очевидно, не желая больше тратить слова для расширения моего убогого кругозора, Егор расстегнул полевую сумку и вытащил из нее несколько газет: – Почитай обязательно! Тут все обозначено! О Куркове он ничего не знает! Это надо же! Поостыв, добавил: – Тихон Курков мне правильную линию, можно сказать, стратегию определил. Вот я потратил несколько лет своей жизни ради борьбы с недостатками в больших  масштабах. А результат? ?з института несправедливо отчислили. Все мои ценные предложения высокопоставленные городские чиновники заволокитили. Вот мы  с супругой и пришли к выводу, что борьбу со злом во всех его проявлениях надо начинать снизу. Конкретно! Судите сами: разве смогу я, простой представитель народа, достучаться до верхов или исправить упущения в национальном масштабе?! Да, калибр у меня не тот. А вот в селе, районе утверждать правду я вполне способен… Ведь председатели сейчас не только своих коров бесплатно пасут, они покруче безобразничают… А борцов со злом не стало. Ну, почти не стало. Наш содержательный  диалог продолжался… Между тем мы приближались к городку Тетюши, в котором, как гласила местная легенда, Остап Бендер устраивал сеанс одновременной игры в шахматы. ?менно туда, в районные инстанции, и держал путь, оказывается, Егор Кузьмин. Мы расстались дружески. Добравшись до дома, я вспомнил про газеты, подаренные мне попутчиком... Под рубрикой «Творчество наших читателей» были напечатаны стихи: Сила молодая в грибе есть. Он сумел сквозь толщу почв пролезть. Если будешь гриб ты есть – Проживешь ты лет – не счесть! А ещё: Витаминная крапива Вас излечит всем на диво. Рви крапиву у ворот – ? не нужен вам курорт! Наталия Крон А в следующем номере я увидел заметку уже самого Егора Кузьмина: «?з истории края». «В суровые послереволюционные годы  из затерянной в глуши деревни Пролей-Каша сельский избач Тихон Курков написал вождю В.?.Ленину о том, как он организовал комсомольскую ячейку и начал выводить на чистую воду подкулачников и саботажников. Вождь ответил юноше правдолюбцу личным письмом; поддержал его. Этот пример должен вдохновлять нас всех на непримиримую борьбу с недостатками и сегодня». Я достал с полки том Полного собрания сочинений вождя. Действительно, некогда жил-был в деревне Пролей-Каша Тетюшского уезда парнишка Тишка Курков. ? было ему всего четырнадцать лет, когда затеял он создать в деревне комсомольскую ячейку. ? начал беспощадную борьбу с «несознательным элементом» в родной деревне – ну, с кулачеством и прочими противниками советской власти. ? то ли для поднятия собственного духа, то ли и впрямь ощутив себя движущей силой истории, отписал он вождю В.?.Ленину в Кремль письмо, где рассказывал подробно о своей «правдоискательской» борьбе и просил совета и поддержки. ? вождь В.?.Ленин откликнулся! Ответ председателя Совнаркома был опубликован в печати, вошел в собрание сочинений! А вдохновленный Тихон Курков продолжал утверждать в селе Пролей-Каша новую, социалистическую правду… Последние сведения о биографии борца за правильное устройство жизни таковы: он возглавлял избу-читальню; затем работал секретарем сельсовета, затем кончил рабфак в столице и работал в издательстве в Приморье...… Вот, пожалуй, и всё. На этом можно бы поставить точку. Но недавно я получил из Пролей-Каши толстенный  конверт. Среди многочисленных вырезок из  разных местных газет была ученическая тетрадь. На обложке значилось: «Переустройство России (на основе здравомыслия)». В кратком обращении «К общественности», а значит в некой мере и ко мне лично, Егор Кузьмин излагал концепцию своего сочинения так: «без красноречивых фраз – но с точки зрения практического дальновидения». А далее следовало: «Прежде всего, надо, чтобы во главе России стоял руководитель чистокровный, до 10-го колена русский. То есть человек рослый, синеглазый, крепкий телом и умом, не обкуренный, не наркоман, не алкаш… Нужно добиться перерождения человека, генная структура должна переродиться до первозданного состояния». Возрождение страны должно начаться в деревне. Город испорчен. Он пропитан техническим спиртом. Отсюда – мутации мозга. У людей нет умных мыслей. Потому начинать нужно из глухомани. Люди должны объединиться в госнарсельхозы. Бери землю – сажай картошку, бери корову и работай. Это единственный путь, нет пути другого. После возрождения деревни (по Кузьмину) начинается реанимация города! Когда деревня город хорошо накормит, то и он поумнеет, по-другому соображать будет… В заключение Егор Кузьмин сообщал, что ждёт от меня как от человека, «имеющего отношение к умственно-интеллектуальному труду» либо поддержки, либо «аргументированного отрицания». Был установлен и срок: в течение месяца. Скажу откровенно: правдоискатель и переустроитель жизни поставил меня  в крайне щекотливое положение. ? согласиться я с ним не могу – и возражать опасно (учитывая  жизненное хобби Кузьмина). Ну, выложу я Егору всё, что думаю о его «поисках правды»; о мотивах его бурной и беспокойной деятельности (а тут, мне кажется, требуется психоаналитик); выскажу собственные суждения на сей счет… ? что?  А то, что начнется у нас с Кузьминым долгая, нудная, никому не нужная – а главное, бесполезная канитель… За одно теперь корю себя беспощадно: зачем тормознул на старинном тракте Ульяновск – Казань (возле села  Пролей-Каша)? Мало ли кто куда едет; за чем стремится! Не со всеми же, чёрт побери, по пути! Хоть и дорога-то, вроде, одна…     Жан Миндубаев