Яндекс.Метрика
Европа открытыми глазами
14:0113 мая 2013
Марианские лазниКлуб «Симбирский глагол». Ведущий Клуба – Жан Миндубаев. Тема заседания: Европа открытыми глазами. Гость Клуба – Андрей Перепелятников.   Визитная карточка гостя. Родился в 1939 году. Окончил Военно-строительное техническое училище, затем истфак Томского госуниверситета. Прошёл все должности армейской службы, дорос до начальника отдела политработы соединения. Подполковник в отставке. Служил в частях Министерства среднего машиностроения  (ныне Минатомэнерго). **************************************************************************   Около трёх веков назад Пётр Первый открывал для дремучей тогда России окно в Европу. К сожалению, но я для Европы оказался дремуч и на втором десятке лет двадцать первого века. Мне, для того чтобы познакомиться с сегодняшней Европой, окна не надо – достаточно малюсенькой форточки, только чтобы она была без приключений. А вот без этого, к сожалению, ни у нас с женой, ни у дочери и зятя, бывавших в Европе не единожды, не обошлось. Но обо всём по порядку…   Приезд и самые первые впечатления   ?з нашего благословенного провинциального Ульяновска поездом мы сначала добрались до Златоглавой, пару дней пожили у дочери, а дальше двинули вместе с её семейством в Чехию на курорт Марианские лазни. Сначала нас мучил вопрос, не опоздать бы в аэропорт Шереметьево. Зять заказал такси за три с половиной часа до вылета. Но пожилой водитель-таксист на микроавтобусе Форд доставил нас по забитой Ленинградке всего за час. Профи есть профи. Томительное ожидание регистрации и посадки, и вот лайнер чешской компании в считанные минуты взмыл в голубое московское небо и взял курс на юго-запад. На потолке под багажными ящиками через ряд от нас впереди располагался небольшой монитор, который информировал пассажиров о правилах, которые надо соблюдать в полёте, о мерах и средствах безопасности, правилах пользования кислородными масками, спасательными жилетами на случай аварийной посадки на воду, о запасных выходах и прочем. Весь полёт монитор показывал где, мимо каких городов мы пролетаем, сколько километров уже пролетели, на какой высоте летим, сколько времени ещё лететь и прочем. Самолёт прилетел в пражский аэропорт минута в минуту. Приземлилась отличная машина производства европейской компании Эйрбас не очень мягко, потому командир лайнера получил очень жиденькие и не продолжительные аплодисменты. Несколько минут на получение багажа, и на выходе в город нас встретил водитель заказанного по интернету такси, несколько минут и мы уже на трассе. Двуполосная магистраль с односторонним движением получше наших ульяновских загородных дорог, но изобилует пятнами ямочного ремонта. Заплатки выполнены качественно, но автомобиль на них трясёт ощутимо. Аэропорт от Праги на запад, и наш путь пролегал  в объезд столицы по её дальним южным окраинам. Пригороды Праги это сплошные склады, автостоянки для фур, мелкие и крупные предприятия. Километрах в пяти от города, слева по склону пологого, свободного от смешанного редколесья холма показались коллективные сады. Разнокалиберные, ветхие домишки с крохотными участочками земли в тот солнечный день, на фоне только начинающих зеленеть лесных опушек, выглядели мрачными, полузаброшенными. «У нас коллективные сады выглядят веселее, участки земли побольше, избушки добротнее», – сразу подумалось мне. Через семьдесят километров трассы бежавшей на юго-восток Чехии меж невысоких холмов, поросших смешанными жиденькими лесами, мы свернули на узкую, но очень добротную дорогу Марианских лазней и сразу оказались в лесном массиве сродни нашим российским. Ещё двадцать пять километров пути и мы на месте. Курортный город Марианские лазни сначала показался мне крохотным. Расположен он в  неширокой долине чешских гор. В самом низу долины километра на два протянулась главная улица городка, с прекрасным сквером и шумной речкой посередине. Красивые под европейскую старину жилые дома четырёх-пяти этажей  не вытянуты на десятки метров  вдоль улицы, а стоят небольшими свечками. Это из-за того, что земля здесь на вес золота. На первых этажах всех зданий сувенирные лавчонки и рестораны. Роскошью центральной и небольших параллельных ей улочек блещут бесчисленные отели. Они здесь красуются не только по улицам, но, словно гнёзда ласточек, красиво вписываясь в рельеф, лепятся и по склонам  долины. ?звилистые короткие улочки, отдельно стоящие по склонам долины здания отелей, дороги и пешеходные дорожки устроены так, что создаётся впечатление, что хозяйствует здесь не местная управа, не люди, а вековые дубы, каштаны, причудливо вытянувшиеся ввысь ели, липы, бурная говорливая речка. Все постройки, дороги и пешеходные дорожки, мощенные брусчаткой, плитами гранита и мрамора и асфальтом, аккуратно обходят хозяев здешних мест. Здесь тесно всему, но только не дубам исполинам и их коллегам, растущим там, где им хочется, а с пришедшим сюда человеком хозяева этих красивых мест заключили соглашение о добрососедстве и взаимовыгоде. Человек не трогает рождённое природой, а природа одаривает его своей первозданной красотой, сказочной тишиной и покоем, при несметном здесь количестве круглогодично лечащихся, неторопливым, размеренным ходом времени. Примерно на  половине длины широкой, красиво мрамором с вкраплениями брусчатки выложенной центральной аллеи, которая ведёт к источникам минеральных вод, растёт какое-то огромное дерево. Его ветви, как у кустарника растут сразу от земли и раскинулись в диаметре 15-18 метров. Так вот чтобы не мешать этому необычному дереву, аллея делает изгиб, обходя его. У трёх современных, лет 30-50 лет назад построенных зданий, вплотную к фасадам растут ели. Своими густыми лапами они плотно закрывают окна по обе стороны от своего ствола. Елью закрыты окна с первого и по третий, а одного здания и окна четвертого этажа. Мешает, очень мешает ель жителям тех домов, но что же делать? Не пилить же тех красавиц? «У нас в Ульяновске, – сразу подумал я, – этим ёлкам давно бы уже был кирдык». У нас их пилят среди бела дня в скверах во имя строительства киосков или каких-то развлекательных сооружений. Не трогают горожане Марианских лазней не только деревья. Не тронутыми остаются и ручьи, выступы горных пород, холмики и прочие элементы ландшафта, рождённые матушкой природой. Пешеходные дорожки, здания, шоссейные дороги их обходят, оставляют нетронутыми меж домами улиц. Через овражки и петляющую по центральной улице шумно говорливую речку перекинуты мосты. Уверен, наши ульяновские архитекторы овражки бы засыпали, холмы срезали бы бульдозером, чтобы спрямить улицы и всё выровнять. Ведь засыпали ж они Петров овраг на пересечении с проспектом Ленинского Комсомола. ? большим талым и дождевым водам создали преграду. А породившая овраг природа знать не хочет идей наших «умников», топит ежегодно проспект, уже несколько раз и сносила водичка полотно дороги, образуя огромные промоины. Точно так же намудрили на проспекте Туполева, на улице Гоголя, на проспекте Антонова меж проспектами Ульяновским и Тюленева. Не лучше ситуация и на сравнительно не старых улицах Засвияжья. ? как результат, стоящий на высоких берегах Волги город в половодье тонет в огромных озёрах, повсеместно проваливается на промоченном основании дорожное полотно. А на улице Димитрова и Гоголя додумались дорогу сточным водам перекрыть и высоченными лежачими полицаями. В любой дождь напротив домов по Димитрова 2 и 8, и на улице Гоголя у школы 74 стоят огромные, глубокие лужи. Когда в восьмидесятые годы городские власти на Димитрова и Гоголя творили эту чушь, я писал в одной из областных газет о проблемах, которые возникнут. Мне тогда ответили, что будет сооружена ливневая канализация. Прошли годы, ливнёвки нет, лужи регулярно стоят, промачивают дороги, которые почти ежегодно латают и латают. Впрочем, лужи на дорогах у нас стоят и там, где есть ливнёвки. Наши горе-строители приёмные колодцы устраивают так, чтобы вода в них никак не попадала. Если кто не верит, приезжайте во двор дома 8 по проспекту Ульяновскому. Ни при строительстве дворовых дорог, ни при их ремонте в 2012-м строители и те, кто им работу заказал и принял, не додумались до того, что приёмные люки ливнёвки нужно соорудить в самых низких местах. ?дёт дождь или тает снег и на дорогах двора огромные лужи, потому как в ливнёвку вода попасть не может – её приёмники сооружены выше.... На этом  мои  первые впечатления заканчиваются...  Ждите  новых. Привет «Симбирскому Глаголу».   А. Перепелятников