Яндекс.Метрика
Жан Миндубаев. ХАМСТВО «ХОБОТЬЯ» или ВОЗНЕСЁННОСТЬ ВЕНЦА?
16:4028 ноября 2012

«Хоботье,озадки,ухвостье –

мякина, что при вейке хлеба

ложится хвостом...»

Словарь В.Даля

С чего начать размышления о городе, которому я лично не обязан ни рождением, ни половиной уже прожитой до встречи с ним жизни? Появился я здесь случайно, точнее сказать, по жизненной необходимости. ? не понравился мне, честно говоря, Ульяновск с первого взгляда (после Москвы, Казани, Перми и прочих крупных мегаполисов не только в «фатерлянде», но и за его пределами). Был март 1970 года, готовился Ульяновск к столетию  Ленина. В городе пыль столбом — всё ломают, крушат, сносят и строят. Думалось тогда:  поработаю - и вон отсюда! Но вот живу уже здесь сорок с лишним лет, и прирос город к моему сердцу. Да так крепко, что даже стихи о нём стал писать (а ведь их адресуют только любимым). Приведу одно: ВОЗВРАЩЕН?Е В С?МБ?РСК Где бы я ни бывал — ты всегда со мной рядом. Вижу даже во снах над рекой обелиск. Мое счастье, мой дом, моя светлая радость — Вознесённый над волжской долиной Симбирск.   Мне тебя не забыть, мой единственный город. Греет душу мою твоих улиц уют. А твоих площадей ветровые просторы ?з немыслимых далей зовут и зовут.   Обойди хоть весь свет – не отыщешь красивей Навсегда дорогих для меня отчих мест. Здесь с крутого Венца мне видна вся Россия – А над ней куполов возрождаемый блеск.   ? над тихой Свиягою пух тополиный Обещанием счастья в июне плывёт... Даже с края земли не покажется длинной Та дорога, которая к дому ведёт.   Я от Волги к Венцу отсчитаю ступени. ? вздохну, и замру на седой  крутизне... Ты со мною опять, милый город весенний - А ведь большего счастья не надобно мне... В этих строчках вся суть моего восприятия города Симбирска-Ульяновска. Куда только не звали переехать — в Москву дважды! Но оторваться от города на Венце так и не смог...  Отсюда и стихотворение. Однако перейдём от поэзии к суровой прозе жизни. Поводом для  написания моих размышлений стали бесконечно повторяющиеся в некоторых местных газетах, а особенно в развязном донельзя интернете, всхлипы, уничижительные реплики и даже плевки в сторону Ульяновска. Дескать, это «клоака», «мухосранск», «болото».... Как возникает это хамоватое, презрительно-высокомерное  отношение к месту своего существования? Что побуждает некоторых ульяновцев так цинично оценивать город, в котором они  живут? Говорят, каждый кулик свое болото хвалит, а тут все наоборот? Не дремучая ли ограниченность людей, которые  не способны здраво рассуждать, плохо знают свою страну и, вообще, мало, что видели, побуждает к хуле? Поселить бы таких на недельку в Магнитогорск, Дзержинск, Нижний Тагил или, на худой конец, в промзону Ярославля! Возможно, изменили бы свой взгляд? Конечно, восприятие города у каждого своё. Один оценивает его достоинства по количеству ночных клубов, другому нужны библиотеки и музеи, третьи восхищаются свежим воздухом, четвёртые возмущаются транспортными развязками и отсутствием общественных туалетов, пятые прикидывают свои карьерные возможности… Нельзя сбрасывать со счетов и  туповатую дебильность маргиналов, взбадривающих свои  умственные способности любым, как говорится, возбудителем. Позволю себе одну оговорку. Дабы не обвинили меня в квасном патриотизме, а тем паче в неискренности, поведаю сначала  (кратко, пунктирно) о том, что лично мне в Ульяновске не по душе. Архитектура. Её не зря называют каменной летописью времени.  Пройдут годы, сменятся поколения, но строкой, вписанной в фолиант эпохи, останутся воплощённые в камень и бетон, стекло и металл, дома и театры, памятники и школы, стадионы и музеи – короче, всё то, что создаётся на наших глазах и для наших нужд. ?, может быть, в большей степени, чем по другим приметам, будут судить наши потомки о нас, о наших талантах и способностях, о чувстве прекрасного, о мироощущении, наконец. Конечно же, это накладывает особую ответственность на тех, кто проектирует, строит и украшает любой город, в том числе и Ульяновск. Но я отнюдь не назвал бы все новостройки Ульяновска удачными. Разрабатывая проекты, вычерчивая контуры ещё не существующих улиц и площадей, вытягивая полосы трасс и магистралей, часто не ощущают симбирские зодчие всю сложность и ответственность своей миссии. ?дут путём примитивизма и сугубой утилитарности. Вот я не могу без возмущения взирать на громадный «утюг» возле Пушкарёвского кольца. Мало того, что это чудо-юдо просто некрасиво, оно ещё и поставлено так, что перекрывает  одну из основных транспортных артерий города – выход на трассу Ульяновск-Москва. Нелепо, недальновидно. Но ведь кто-то из городских начальников давал разрешение, подписывал, одобрял? В наши дни архитекторы и строители, художники и дизайнеры имеют возможность создавать, следуя завету старых зодчих, - «как красота и мера скажут». Но всегда ли примечает глаз в  содеянном эту «красоту и меру»? Увы, чаще мы примечаем стандарт, шаблон, скоропалительность. Тут надо подчеркнуть вот что. Старый Симбирск ещё в советские времена сильно изуродовали. Тогда были утрачены  главные архитектурные доминанты, которые, собственно, и придавали городу «лица необщее выраженье». Я имею в виду храмы и прочие заметные здания. ?стребили прелестную улицу Стрелецкую, да разве её одну? Вот, скажем, никак не могу понять, зачем надо было сносить прекрасную водонапорную башню на Соборной площади? Зачем ещё не так и давно (в начале  восьмидесятых) доламывали церковь на «Гончаровке»? Таких утрат много. Они были сотворены не сегодняшними администраторами. Но почему вину за эти утраты адресуют   сегодняшним властям?.. А новострой советской эпохи? Взять город на левобережье. Казалось бы, что могло помешать созданию гармоничного, удобного для жизни людей места? Как говорится, всё началось с нуля, все возможности были налицо. Денег государство выделило немерено! Твори, выдумывай, пробуй! А что натворили? Расселив сто тысяч человек в новых домах, градостроители не добились создания изящного, благоустроенного городского ансамбля. Получился типичный «спальный район»! Но вот заявил губернатор Морозов, что  проектировать дальнейшее его развитие будут лучшие  иностранные зодчие. ? опять раздаются по этому поводу смешки, намёки, хмыкания... Ещё один повод для моего ворчания: привязка домов следует шаблонным принципам «точечной застройки». Неправильно, нехорошо. Когда с этим покончат городские власти? А  освоение присвияжского амфитеатра? Это божий дар Ульяновску. Где найдёшь в Поволжье город,  которому природа и судьба подарили такую роскошь, широкую речную пойму в  самом центре!? По сути – второй фасад Ульяновска, да к тому же ещё и выходящий на солнечную сторону – юго-запад. Каким ярким, оригинальным может стать район города, спускающийся полого к речной излучине! Какой прекрасной рекреационной зоной могут стать свияжские берега! Какой роскошный парк можно здесь разбить! С освещённой лыжнёй, с пешеходными и велосипедными дорожками, с аквакультурной инфраструктурой! А между тем убогость градостороительной мысли ничего не смогла породить в отношении свияжской поймы, кроме  застройки  «пустых площадей». Городской «перешеек» между Волгой и Свиягой всё ещё намерены использовать в первую очередь как стройплощадку. Ещё. Каждый «денежный мешок» какими-то неведомыми путями уже успел ухватить у городских властей лакомые куски территории и возвёл... ну, да: торговые комплексы! Что ещё может породить мозг, охваченный горячкой сиюминутной наживы!? ? ведь это «пришлось по вкусу» предыдущей мэрии! Ульяновск – город высокий. В первую очередь - по ландшафту, по его положению в истории страны. Учитывают ли эту высоту  градостроители? Сомнительно. Ну, а теперь перейду к тем, кто пытается не просто критически осмыслить достоинства и недостатки города, а просто одержим  стремлением смешать его с …  скажу так, с грязью. ?так, как писал Маяковский,  «... поговорим о дряни!» Признаюсь: мне ужасно не хотелось бы отнести это определение ни к одному из ульяновцев. Можно было бы считать всех горожан  добропорядочными, благодетельными, достойными гражданами. Но! Кто же тогда сутками распивает пиво и водку на детских площадках во дворах, обдавая презрением бабушек на скамейках? Кто регулярно сдирает на прибранном Венце шары  со столбиков ужу второй год подряд? Кто заваливает  Ульяновск  бутылками, пакетами и блевотиной? Кто гадит в подъездах, бросает мусор мимо урн и бесчинствует в пьяни? Да, это-то (по В. Далю)  «хоботье, охвостье», которое кичится своими приматными устремлениями; кто пытается всем навязать свое представление о человеческом счастье на уровне «Эллочки-людоедки»; кто думает, что удовлетворение судьбой можно обрести только там, где «шикарно»... У этих типов извращенное убогим образованием и убогими устремлениями  шкала ценностей. Они не слишком хотят лично трудиться во имя совершенствования жизни в своём «доме», но всегда готовы пожинать плоды, выращенные до них другими. Не потому ли им все время мерещатся Москва, Париж, Нью-Йорк, Лондон (где им, в лучшем случае, досталось бы лишь улицы подметать)... Сами же способны лишь гадить в своем городе. При этом  любое движение в сторону улучшения того же Ульяновска   представляется им  «неправильными». Облагородили центральную улицу? «Зря!» Заменили асфальт на тротуарах  брусчаткой? «Глупо!» Поставили милые памятники на улицах? «?спохабим их!» Построили новый мост через Волгу... «Да он  и не служит городу!» - разразилась одна из местных газет. ?  как, кроме, как дурью, это «глубокое суждение» назвать!? ? даже финансовые инвестиции из других стран в экономику области кое-кто считают «продажей Родины и суверенитета»...    ?  обзывают эти «прорехи на человечестве» и город, и людей, которые пытаются его улучшить, непотребными словами... Понятно, что гены Шарикова у многих россиян в крови. Понятно, что варварство и вандализм - это почти инстинкт. Но ведь противостоять этому надо! Вот, скажем, в обновляемом Владимирском саду уже  распохабили своими надписями типа «Здесь были Вася  и Надя» всю летнюю эстраду. Уверен, что и случившееся однажды  постыдное  размалевание  надписями  городских зданий - это совсем не политическое  противостояние. Это - проявление «шарикизма», проявление того маргинального  самосознания, которое ныне овладело мозгами (или их подобием), отравленными пивом или наркотой... Это они  срывают шары, гадят на стенах, жарят колбасу и  пьют у  Вечного огня на том же Венце... Я не знаю, что с этим делать. Но делать всё же что-то надо. Не должны ли о том задуматься те «члены» многочисленных  молодежных правительств, комитетов, палат и прочих образований, которые постоянно повествуют нам о своей созидательно-творческой работе? Естественно, вместе с   властями нашего не самого плохого в России города. А иначе, зачем стараемся, если не можем сберечь сделанного? Это всё происходит только потому, что там, наверху, сидят мерзавцы? А может, всё это становится возможным и по той причине, что в глубине наших натур давно угнездилось нечто мелкое, подловатенькое, хитренькое и  мерзопакостное?! Может, нам  стало удобно жить, закрывая глаза на всё, смиряясь с любой пакостью, типа: «Возьми, гаишник, денежку в лапу и отпусти!» Может, мы сами уже  путаем благородство и приспособляемость, правду и ложь, дутую значимость и истинную сущность? Может, мы чрезмерно любуемся собой, а зеркала, как водится, врут? ? причём тут ВЛАСТЬ? Ведь не зря же ещё не только до нас, а до наших прадедов было сказано: «НЕЧА НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛ? РОЖА КР?ВА!» ? напоследок ещё некоторые соображения. Конечно, деньги играют весьма существенную роль в жизни любого человека. Как говаривал один из моих учителей: «Деньги – это возможность сделать жизнь удобней и приятней, – помолчав, добавлял, – нелепо ради денег делать жизнь неудобной и неприятной». В этих словах глубокий смысл. Множество сегодняшних людей озабочены лишь одним: рубить бабло! Но ведь наша жизнь  куда обширней и существенней, чем примитивная погоня за баблом.  Кроме денег, на Земле есть ещё много чего: книги, природа, искусство (отнюдь не «шарики-фонарики»)… Дань убогому тщеславию. Попрание здравого смысла. Смещение жизненных ценностей… Увы! Такое встречается всё чаще и чаще. Здоровая, разумная, полноценная повседневная жизнь заменяется погоней  за, как бы это поточнее выразиться, за внешними проявлениями «шикарной жизни». ?ли, если проще, погоней за мишурой бытия, за видениями «фата-морганы»… Обретение «все новых и новых аксессуаров состоятельности»; неуёмное желание «быть не хуже людей» подавляет все прочие потребности, заполняет существование. Тусовка на ярмарке тщеславия – вещь азартная, она  затягивает, лишает покоя, ведёт к неврозам… Забота о культурном развитии – это, прежде всего, утверждение моральных принципов: забота о развитии библиотек, театров, музеев; строительство храмов, обустройство опрятного и не кичливого быта. Ну и, конечно, забота о здоровье народа. Все это и есть фундамент культуры.   Жан Миндубаев P.S. ? в завершение. Конечно, Ульяновск, как и все прочие города  мира, отнюдь не идеален. Мало парков; невероятно унылая серятина спальных районов; скупердяйство местных ньюкапиталистов,  думающих только о собственной роскоши, а не о повышении зарплат свои работникам; убогий полёт фантазии  архитекторов; местечковое кумовство; замшелость сознания; неприязнь к более способным и талантливым  согражданам; чиновничья заскорузлость и прочее, и прочее... Всё это имеет место быть, как и везде. Но даёт ли это право охаивать всё, что делается хорошего? Вот в чём вопрос. А общественные туалеты в Ульяновске всё же организовать  нужно. Крайне нужно! На себе испытал, честное слово... тут  газета «Симбирский курьер» абсолютно права, к сожалению.... Ж.М.