Яндекс.Метрика
Хочется жить. Чтоб победить!
15:0514 февраля 2025

Уроженец Чувашской Решётки Никита Мурзаков – один из призванных страной в ходе частичной мобилизации наших земляков, грудью вставших на защиту новых регионов России.

С 30 ноября 2022 года служил-воевал Никита на Краснолиманском направлении Луганской Народной Республики. Довелось пройти три подразделения. Начинал с эвакуационной роты. Затем как опытный механик (профессию он получил в Жадовском сельхозтехникуме) был направлен во взвод обеспечения, где прослужил больше года. А когда потребовались люди в разведроту, перешёл туда. Корректировал огонь артиллерии, находил и подавал «смежникам» точки наведения огня. Это, по словам Никиты, сложная и ответственная работа, требующая знаний, внимательности и хладнокровия.

Рассказал Никита Николаевич и о быте. Он ведь и в мирной жизни – основа всего, а на фронте, когда приходится месяцами находиться в спартанских условиях, начинаешь по-другому смотреть на, казалось бы, обыденные вещи и ценить даже самый минимальный комфорт.

Жили бойцы в блиндажах, построенных в лесопосадке. Питание замечательное, говорит Никита. Своевременно обеспечивали всем необходимым: и продуктами, и водой. Питьевую привозили в бутылках, техническую – на «водовозке». Её использовали в той же бане, построенной в землянке.

В боевых условиях форма быстро приходит в негодность, поэтому «сменку» выдавали регулярно. Причём промышленность оперативно реагирует на потребности военных: к примеру, бойцы получают форму актуальной для маскировки на местности расцветки «мультикам». Боеприпасов тоже хватает. Но разведчику не пристало палить направо-налево, его задача иная. «Разведчик, который стреляет, сразу становится пехотинцем в окружении», – смеётся Никита. И добавляет: «Где как, а у нас ротация была регулярная. Пять дней находишься на наблюдательном пункте, пять – в подразделении, в тылу. Это время, чтобы отдохнуть, постираться. Но наряды, дежурства и караулы обязательны, в них ходят все. Бдительность, прежде всего, ведь противник тоже не дремлет и какая-нибудь диверсионная группа может появиться неожиданно».

Похожи ли боевые действия на баталии из кинофильмов, когда подразделение выстраивается в цепь и с оружием наперевес бежит на позиции неприятеля?

«Давайте оставим это для кино! – улыбается Никита. – Достаточно сказать, что большинство ранений бойцы получают в современных вооружённых конфликтах не в стрелковом бою, а при артобстрелах и разрывах мин».

Как раз с миной связано и ранение Никиты. Он рассказал, как это получилось. Шли на наблюдательный пункт, и он наступил на вражеский осколочный «колокольчик» от кассетного снаряда, который очень трудно заметить, особенно в сумерках. Повезло, что ушли не очень далеко от места выхода. Боевые товарищи перевязали и быстро эвакуировали.

Насколько тяжело быть на передовой?

«Привыкаешь ко всему. Только домой всё время хочется, и хочется жить, – ответил Никита. – Спать – тоже! Сказываются недосыпы. Мы стояли на дежурствах только ночью, а выздоравливающие после ранений ребята (они на наблюдательный пункт не ходили) – и днём. Стоишь, наблюдаешь. На тебе автомат, «броня». Потери у нас в батальоне случались нечасто. Командир второй роты Самсон (у каждого военнослужащего есть свой позывной. – прим. ред.) хороший был, всегда переживал за бойцов. И сам создавал нормальные условия быта, и нас этому учил. Поэтому мы не замерзали, хоть нередко вымокали в грязной жиже. Потом разведка стала штурмовой. Но этого я уже не застал, знаю только по рассказам сослуживцев, поскольку уже восемь месяцев нахожусь на лечении».

Никите сослуживцы дали позывной «Друид». И неспроста! Выросший в селе, Никита хорошо знает лечебные травы: отец, с которым они ездили в Орлово за бессмертником и другим, научил разбираться. На службе Никита собирал на полях чабрец, зверобой и душицу, ребятам о травах и их свойствах рассказывал, угощал подразделение иммуноукрепляющими и тонизирующими чаями. Была у ребят в роте гитара, но на песни и развлечения у них времени оставалось мало.

Сейчас наш земляк прикомандирован к полку выздоравливающих одной из дивизий, в ульяновском госпитале лечит раненую ногу. Не исключено, что военно-медицинская комиссия откажет ему в продолжении службы, и это Мурзакова огорчает: хотелось бы победить плечом к плечу со своими ребятами!

Юлия Егорова, газета «Барышские вести».