90 лет Ульяновской лётной школе. Яркая история прославленного учебного заведения
9:5119 Ноября 2021

19 ноября исполняется 90 лет со дня открытия в нашем городе краевой лётной школы, дело которой сейчас отчасти продолжает Ульяновский аэроклуб ДОСААФ России. Без малого целый век команда профессионалов помогает людям если не покорить небо, то, по крайней мере, подружиться с ним, а это уже многого стоит. В свое время из стен этой школы выпустилось немало первоклассных лётчиков, авиатехников, инструкторов и парашютистов. Чтобы вспомнить все достижения прославленного учебного заведения, необходимо окунуться в историю его становления.

Родина вождя

Первоначально краевую лётную школу разместили в Самаре, но не нашли там подходящего земельного участка для аэродрома. Поэтому было принято решение передислоцировать ее в Ульяновск, и с 1931 года она прочно обосновалась в нашем городе. Это стало началом развития новой и активно набирающей обороты отрасли на родине Ильича.

Обосновывая этот выбор, член президиума Осоавиахима СССР, начальник авиаотдела Егоров тогда говорил: «Исключительно благоприятные климатические и метеорологические условия Ульяновска, почвенно-геологические для аэродрома, возможности значительного роста индустриального пролетариата, как базы для комплектования лётно-подъёмных и технических кадров и, наконец, прекрасное географическое положение создают предпосылки к развёртыванию в Ульяновске учебно-авиационных заведений».

Не менее важным оказался и тот факт, что здесь родился вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. «Центральный совет Осоавиахима решил создать кузницу кадров для гражданской воздушной флотилии на родине Ильича», – говорилось в газете «Пролетарский путь».

Отметим, что Осоавиахим СССР (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) — это советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927—1948 годы, предшественник ДОСААФ.

«Штопор» и «Мёртвые петли»

На открывающуюся школу возлагали большие надежды в деле подготовки новых квалифицированных кадров, и забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что учебное заведение с поставленной задачей справилось блестяще.

«Открытие лётной школы в городе имеет огромное значение в деле развития гражданской авиации, в деле развития высокой техники и является большим вкладом в социалистическое строительство и укрепление обороноспособности СССР», – печаталось в газете «Пролетарский путь» поздравление от Городского комитета ВКП(б).

Лётная школа в Ульяновске открылась 19 ноября 1931 года. По этому случаю состоялся большой праздник – митинг на аэродроме.

«С утра потянулись к Свияге колонны воинских частей, рабочих городских предприятий, общественных организаций и студентов техникумов. К 10 часам набережная Свияги и улица Ленина до отказа заполнены многотысячной демонстрацией. К 11 часам аэродром заполняется демонстрантами. Против них шеренга самолётов. Стрекот моторов привлек всеобщее внимание. Тысячи глаз впились в аэропланы. Плавно один за другим отрывались самолёты от земли, набирали высоту. С напряженным внимание все следили за фигурными показательными полётами. Самолёты то снижались, делая «штопор», то кувыркались, показывая «Мёртвые петли», то перевёртывались с крыла на крыло, то спирально взбирались снова на уровень облаков», – рассказывалось в периодике.

Аэродром

Школа прибыла в Ульяновск, не имея при себе ничего, кроме небогатой материальной базы и небольшого числа лётно-технического состава. Поэтому в ограниченные сроки предстояло провести большую работу по размещению и созданию базы.

Тем не менее лётка быстро развернула свою деятельность. Ей отдали лучшие здания по улице Гимова. Штаб и учебная часть находились в доме №1 (ныне музыкальное училище), общежитие курсантов – в доме №3 (бывший дом Шатрова, ныне Дворец бракосочетания). Под проживание командного состава и преподавателей школы отвели здание дома №1 по улице Ульянова. 

Немалых сил потребовало создание аэродрома. Для него выделили территорию из состава земель колхоза «Родина Ильича», расположенных между Московским шоссе и рекой Свиягой, невдалеке от остановки «Автозавод».

Высокий уровень

В школе готовили лётчиков, инструкторов, авиатехников и авиамехаников. В феврале 1933 года состоялся первый выпуск. В этот и последующий год школа добилась заметных достижений в обучении специалистов. Так, горком партии в решении 10 марта 1933 года указал, что школа имеет все условия, чтобы стать передовой в системе Осоавиахима, и предложил ее командованию мобилизовать весь коллектив на выполнение этой задачи.

О качестве подготовки курсантов говорит и такой факт. В 1936 году школа выпустила лейтенантов запаса и авиатехников 2-го ранга только на «хорошо» и «отлично». Выступая на партийном собрании школы в феврале 1937 года, помощник начальника Управления авиации ЦС Осоавиахима по политчасти говорил: «Школа впервые в СССР сдала лейтенантов запаса и тем самым заложила кадры квалифицированных командиров запаса. Ваших выпускников ценят хорошо, как техников своего дела… Это достижения всех коммунистов школы».

Надо сказать, что в школе обучались и девушки. Наравне с юношами они успешно осваивали лётное дело как будущие инструкторы-лётчики аэроклубов. Каждый год школа выпускала и большой отряд курсанток, окончивших отделение авиатехников.

Такого успеха удалось достигнуть, в том числе благодаря преподавательским кадрам. Учебное заведение располагало опытным лётно-инструкторским составом, командиры отрядов, звеньев, инструкторы имели большой налёт на учебных и боевых самолётах как днём, так и ночью, и в сложных метеорологических условиях. Технический персонал отлично разбирался в эксплуатации материальной части самолётов, двигателей и оборудования.

Кроме того, сыграла роль в качестве подготовке кадров и укомплектованность школы необходимым оборудованием. Присутствующий на партийном собрании школы в феврале 1937 года тот же самый помощник начальника авиации ЦС Осоавиахима говорил: «Учебные классы в школе таковы, что им может позавидовать любая военная школа». В своих воспоминаниях бывшие курсанты также высоко отзывались об этом. Заслуженный военный лётчик СССР, полковник запаса Ф.Ф. Прокопенко писал: «Даже в те годы, практически на заре развития советской авиации, учебная база находилась в образцовом порядке».

Опыт Ульяновской лётной школы стал образцовым и широко передавался всем аэроклубам страны. Учебное заведение оказывало и практическую помощь, готовя для них наглядные пособия и посылая туда своих работников.

Объединение и первый аэроклуб

Почти одновременно с лётной школой в Ульяновске был открыт 1-й Всесоюзный авиатехникум ЦС Осоавиахима СССР с двухгодичным сроком обучения для авиатехников. Но в ноябре 1933 года бюро горкома партии приняло решение соединить лётную школу и техникум, а на их базе создать Объединенную школу пилотов и авиатехников Осоавиахима.

Надо сказать, что командование школы также оказало действенную помощь в организации аэроклуба в Ульяновске, в том числе кадрами. Он открылся в начале 1938 года, и 30 октября уже выпустил свой первый отряд молодых пилотов.

Не досчитались многих…

Великая Отечественная. Этот тяжёлый период в истории страны не мог не отразиться и на лётной школе. За годы войны 26 выпускников удостоились высокого звания и стали Героями СССР. Тем не менее учебное заведение не досчиталось большого количества людей. Погибли в боях и лучшие инструкторы-лётчики, а также командиры звеньев.

Уже в 1940 году школа стала готовить лётчиков-истребителей, а с 1 декабря влилась в состав военной авиации. С преобразованием Ульяновской лётной школы в военную авиашколу обучение инструкторов-лётчиков для аэроклубов было прекращено. Шла подготовка кадров для ВВС Красной Армии.

По окончании Великой Отечественной войны в связи с сокращением вооруженных сил Ульяновская лётная школа была расформирована. С 1931 года по 1945 год здесь подготовили тысячи лётчиков-истребителей-штурмовиков, лётчиков-инструкторов для аэроклубов, лётчиков-парашютистов, авиатехников и авиамехаников, среди которых немало знаменитых людей. Известно об учившихся здесь 57 Героях СССР, 1 Герое России и двух Героях Социалистического Труда. Работа по поиску выдающихся выпускников продолжается силами краеведов, в частности, Виктором Будкевичем.

Наследником прославленных традиций подготовки авиационных кадров стал аэроклуб ДОСААФ, который и по сей день выполняет важную миссию – учит людей летать.