Яндекс.Метрика
Родные герои. Фронт, подполье и оккупация в жизни семьи Супоня
16:0520 апреля 2020

ИА «Медиа73» продолжает публиковать истории из книги «Родные герои. 75 лет мира». Ее к юбилею Победы подготовило и выпустило Законодательное собрание Ульяновской области.

Большая глава в этой книге посвящена родным и близким депутата Юрия Супони, как и все в те годы, они приближали Победу.

«В моей семье нет ни одного человека, которого Великая Отечественная война не затронула бы так или иначе.

БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ

Супоня.jpg

Дед – Супоня Герасим Михайлович (1895-1971) – участвовал в трёх войнах. До высоких чинов не дослужился, был всего лишь ефрейтором. В Первую мировую служил в артиллерии, участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве. В Гражданскую воевал на стороне красных на Севере. Попал и на Великую Отечественную. Когда война началась, ему было 46 лет. В то время он уже считался старым, чтобы воевать. Но он воевал, потому что рукастый деревенский мужик, который всё умел делать, ценился на вес золота. Его пристроили в инженерно-сапёрную бригаду понтонёром – наводить мосты. В феврале 1945 года во время наступательной операции немцев их часть прижали к озеру Балатон. Рация вышла из строя, поэтому деда отправили нарочным передать донесение. А он не умел плавать, потому что научиться негде было – в их районе все речки мелкие, по колено. Перебрался на плоту, доставил донесение, что их прижали. Тут огонь, эту часть отбили… За выполнение этого боевого задания дед награждён орденом Красной Звезды.

Участвовал в знаменитой Сталинградской обороне, награждён медалью «За оборону Сталинграда». Остался жив, все удивлялись, как он прошёл всю войну без единого ранения. Дед объяснял так: «Я ж не на передовой. Мост построил, люди прошли, а я за ними следом». А вот его брат – красноармеец Супоня Емельян Михайлович – с войны не вернулся. Он был всего на год моложе. Воевал в 17-ой СД и пропал без вести в 1943 году. Больше ничего о нём не известно. Пока братья воевали, в родной слободе Ольховатка Воронежской области их семьи оказались в оккупации.

СОЛДАТ ПОСЛЕДНЕГО ПРИЗЫВА

Мой отец – красноармеец Супоня Николай Герасимович (1927-1999) – в то время был подростком.

После освобождения села от немцев в 1943 батальон организовали на сахарном заводе, где работал отец. Он тоже туда захотел, но по правилам служить можно было с 17 лет, ему же было 16. Но поскольку людей не хватало, с согласия родителей исключение делали и для шестнадцатилетних. Он пришёл к матери с бумагой: «Подпиши». Она запричитала: «Ты что, с ума сошёл, батька ж на войне! Его убить могут, так и ты туда же...». Отец ответил: «Так не убили же ещё…» – и получил по затылку за такие слова. Узнав, что в батальоне сыну дадут сапоги и ружьё, да ещё и кормить будут, мать разрешение всё же дала. Батальон отлавливал дезертиров. Брали в плен немцев, которые отстали от своих частей. Так и прослужил год, а когда исполнилось 17 лет, был призван. Воевал на 3-ем Белорусском фронте, освобождал Прибалтику. Его часть воевала в Восточной Пруссии. Был корректировщиком артиллерийского огня, танкистом. После войны продолжил службу в Кёнигсберге (теперь Калининград) в танковой дивизии резерва Верховного Главнокомандующего. Его поколение – последний военный призыв, служили очень долго. Отец был демобилизован только в 1951 году. В запасе дослужился до старшего лейтенанта. Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», юбилейными медалями.

СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ

В оккупации оказалась и моя бабушка по материнской линии Ламкова Мария Семёновна. Она состояла в партии, а коммунистов немцы расстреливали. Её долго никто не выдавал, но один предатель всё же нашёлся. Бабушку уже собирались казнить, но тут вовремя подоспели наши. Благодаря этому счастливому случаю я и есть на свете. Драматична история семьи моей жены. Её дедушка Васильев Фома родился в Литве (в составе Российской Империи). К сожалению, его фотографии не сохранились. После Октябрьской революции переехал на Украину. Был рабочим в городе Мерефа Харьковской области, где во время Великой Отечественной войны вступил в подпольную организацию. Казнён оккупантами. Ни бабушка, ни мать о его деятельности ничего не знали. А если бы знали, их и самих бы повесили. Двух дочерей угнали в рабство в Германию, одна из них – Чернышкова Елена Фоминична (1926-2008) – стала потом моей тёщей. Оккупанты отправили её на принудительные работы в город Ганновер. Работала там на фабрике. После освобождения вернулась в Советский Союз, окончила сельскохозяйственный техникум. Работала агрономом в Волынской области на Западной Украине. Из-за угроз со стороны бандеровцев вынуждена была переехать в Донбасс.

Война закончилась давно. Но в моей памяти до сих пор звучит напутствие отца - держаться за своих и всем помогать, чтобы раны, которые она нанесла, зажили как можно быстрее».

Супоня Юрий Николаевич, депутат Законодательного Собрания

Ульяновской области шестого созыва