Яндекс.Метрика
Вячеслав Медноногов: его домом стало небо
10:2324 июня 2019

Будущий Герой Советского Союза Вячеслав Александрович Медноногов родился седьмого января 1924 году на станции Зай Бугульминского района Татарской АССР (ныне Республика Татарстан). Много позже, в автобиографической повести «Авиационные были» он напишет, что его отец, Александр Давидович, был родом с Украины, а мать, Прасковья Борисовна (до замужества Кашинцева), - коренная москвичка.

Семья была многодетной: Вячеслав рос четвёртым из пятерых детей. И хотя время было нелёгкое, в доме царила спокойная семейная обстановка. Пример подавали родители, общение которых между собой держалось на взаимной любви и уважении. Здесь могли поспорить между собой, но ругань в доме считалась недопустимой.

Когда Вячеслав подрос, стал по примеру других зайских ребятишек ходить за три километра в соседнюю Александровскую школу: своей в Зае не было. Дорога трудной не казалась: рядом были верные друзья – Лёня и Коля Чесноковы, а ещё братья Каргины. Учился Слава на «отлично». Его одноклассница, Александра Алексеевна Иванова, ходившая в эту же школу из Новой Казанки, вспоминала: «Слава был прилежным учеником, и наша учительница, Валентина Дмитриевна Яковлева, частенько его оставляла «на закуску». Всех спросит, и вроде бы всё пересказано. Но Вячеслав обязательно добавит что-то новое, о чём на уроках не говорилось». Вдобавок ко всему, он очень хорошо рисовал.

Осенью 1936 года не стало Александра Давидовича. Его похоронили в Бугульме. Вскоре после этого Прасковья Борисовна с детьми переехала в Мелекесс (ныне Димитровград). Младших Вячеслава и Бориса забрал к себе старший брат Николай, только что окончивший Московский институт инженеров транспорта. Мечтал водить поезда и Вячеслав. Но у него, как потом покажет время, в этой жизни было иное предназначение.

Наверное, всё решил первый парашютный прыжок. Его семиклассник Вячеслав Медноногов совершил с парашютной вышки в 1939 году в Джамбуле. Мечта крепла. В сентябре 1941 года поступил добровольцем на службу в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии. Учился в Кировабадской военной авиационной школе лётчиков. В 1944 году окончил Тамбовскую авиационную школу. С июля того же года – лётчик штурмового авиационного полка, младший лейтенант.

Совершил более 100 боевых вылетов в тыл противника. Воевал достойно. За короткое время стал кавалером ордена Ленина, двух орденов Красной Звезды, стольких же орденов Боевого Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны I степени. Участвовал в освобождении Белоруссии и Польши, в боях на территории Германии.

Вот только несколько эпизодов из его боевой биографии. В одном из полётов, после успешного выполнения задания, штурмовик возвращался на свой аэродром и попал в зону сильного зенитного огня немцев. Взрывом снаряда был повреждён двигатель машины. Кабину самолёта заволокло едким дымом и обжигающим паром. Дышать с каждой секундой становилось всё тяжелее. Вдобавок ко всему стёкла фонаря кабины и все приборы мгновенно запотели, разглядеть их показания стало невозможно. Лётчик открыл фонарь, но это не спасло ситуацию: всё вокруг слилось в непроглядную тьму. Исключительно на интуиции и опыте Вячеслав сумел всё-таки вывести самолёт из-под зенитного огня фашистов, пересёк линию фронта, довёл машину до своей базы и на одном моторе посадил на аэродром. Таким образом, он не только выполнил боевое задание, но и спас экипаж и самолёт.

В другом полёте группа наших штурмовиков встретилась с сильной зенитной обороной немцев. По приказу командира Медноногов пошёл в пике, чтобы пушечно-пулемётным огнём и бомбами уничтожить огневые позиции врага. Получив такую поддержку, штурмовики атаковали неприятельские позиции, нанесли фашистам большой урон в живой силе и технике, успешно выполнили боевое задание. Экипажи наших машин урона не понесли.

Война – ежесекундный риск. Нашему герою пришлось испытать это на себе в полной мере. Однажды в тылу противника группа наших штурмовиков, выполняя боевое задание, скрытно, на бреющем полёте подошла к железнодорожному узлу и застала противника врасплох. Медноногов, выполняя приказ, нанёс меткий удар по намеченному объекту, закупорил станционные стрелки и тем самым лишил врага возможности вывести со станции свой подвижной состав.

После выполнения поставленной задачи Вячеслав набрал нужную высоту и начал фотографировать вражеский объект. Но фашисты тут же сосредоточили весь зенитный огонь на его самолёте, лишив крылатую машину маневра. Лётчик продолжал фотографировать, стараясь при этом всеми силами выдержать правильный курс и нужную высоту. Тем не менее, на завершающем этапы съёмок фашисты очень сильно повредили самолёт. Так, в частности, осколки зенитных снарядов вырвали большой кусок алюминия в левом крыле, отчего машина стала заваливаться в крен. Неимоверными усилиями лётчик удержал её на заданном курсе и доснял объект. Весь обратный путь пришлось бороться за спасение самолёта и отснятого материала, который представлял большую ценность.

А потом произошло большое событие. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Вячеслав Медноногов был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза.    

В 1946 году к Вячеславу Александровичу пришло личное счастье. Он встретил Людмилу Дмитриевну Жаркову, радистку из Вологды. Судьба её складывалась непросто. До войны она окончила первый курс Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В блокаду её спасла от голодной смерти соседка, устроившая девушку на макаронную фабрику. В 1942 году Людмилу вывезли в Вологду, она окончила там курсы радисток и оттуда же в 1943 году ушла на фронт.

Вскоре после первой встречи Вячеслав и Людмила поженились. Не обошлось без приключений. Полк, в котором служил Медноногов, после войны стоял в Варшаве, и молодым для регистрации брака пришлось выезжать в Брест.

В 1946 году у них родился сын Сергей, в 1953 году – дочь Татьяна. Вячеслав Александрович после окончания войны и до 1954 года учился в Московской военно-воздушной академии имени Жуковского. С 1954 по 1957 год был летчиком-испытателем на летно-испытательной станции авиазавода в Ростове-на-Дону, с 1957 до 1961 года служил в Воронеже на авиазаводе.

В 1961 году военный лётчик в звании подполковника демобилизовался из рядов Вооруженных сил. Началась его гражданская служба в Ленинградском объединенном авиаотряде. Со временем он стал командиром лайнера ИЛ-18, затем Ту-154.  До 1994 года работал секретарем парткомиссии объединения. Получил звание полковника. Вошел в число первых лиц Ленинграда. Был делегатом XXIV съезда КПСС, неоднократно избирался депутатом в Ленинградский городской совет. Одним словом, жил яркой насыщенной жизнью.

Умер герой в 1997 году и был похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга. В городе на Неве живут его дети. Сын, Сергей Вячеславович, окончил Военную академию связи, служил в Закавказском военном округе. Дочь, Татьяна Вячеславовна, окончила факультет германской филологии Ленинградского университета, преподает немецкий язык в электротехническом университете. Получили достойное образование и нашли своё место в жизни внуки легендарного лётчика-фронтовика.

В городе Бугульма герою установлен бюст.

Виктор Никитин