Команда RoboLife УлГТУ под руководством декана ФИСТ Кирилла Святова в настоящий момент занимается разработкой всепогодного и всесезонного беспилотного автомобиля.
По словам Святова, в команду входят студенты и преподаватели факультета информационных систем и технологий и машиностроительного факультета УлГТУ. «Беспилотной «Газелью» мы занимается с мая 2018 года – с того момента, когда получили ее как приз за победу во Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест 2018» в номинации «Автонет 18+», – рассказывает Святов.
С виду обычная семиместная «Газель Next» ничем не отличается от своих собратьев, но стоит подать сигнал, как автомобиль начинает двигаться, при этом в кабине никого нет.
И если студенты машфака взяли на себя роль механиков команды и занимались механической частью проекта, то перед программистами встала наиболее сложная задача – разработка алгоритмов работы системы распознавания сцен автомобилем в сложных метеоусловиях, таких, как дождь, туман или снег. Когда датчики забиты помехами, а контуры дороги видны нечетко, да и сама дорога скользкая.
Тем не менее, за счет многократного дублирования распознающих систем и специального модуля, позволяющего скомбинировать данные нескольких распознающих подсистем для получения точного итогового результата данную проблему удалось успешно решить. Теперь ни дождь, ни снег, ни туман ульяновскому беспилотнику не помеха.
К сожалению, по словам Святова, такие автомобили мы увидим на улицах еще не скоро. Разрабатываемая система предназначена для управления беспилотным автомобилем на ограниченной территории. «В городских условиях мы увидим беспилотные автомобили не скоро, из-за неподготовленности инфраструктуры, отсутствии доверия у водителей и других участников дорожного движения к беспилотному транспорту. Но с течением времени доверие, наверное, появится», – говорит Святов.
Тем не менее, директор по развитию инновационной инфраструктуры РВК Михаил Антонов считает, что ускорить появление беспилотных автомобилей на российских дорогах может разработка соответствующих законов. «Между беспилотником на полигоне и беспилотником на дороге огромный путь, и это не технический путь. Это путь совершенствования правового пространства в первую очередь. На большей части территории нашей страны 8 месяцев в году минимум условия плохой видимости. Если мы этот путь пройдем, то другие государства просто могут брать нашу модель. Я бы сказал, что через 5 лет беспилотные машины станут примерно тем же, чем в начале века автомобили на улицах. Через 10 лет, я думаю, что будет уже неостановимый процесс. Но при одном условии – что нормативное регулирование этой области в ближайшие несколько лет будет принято», – подчеркнул Антонов.
В дальнейшем, беспилотник ожидают сложные испытания – беспилотники-конкурсанты должны будут пройти испытания на полигоне и преодолеть путь в 50 км быстрее, чем за 3 часа. В случае успеха конкурс станет важным шагом в сторону повышения автономности беспилотных транспортных средств – сейчас обеспечить приемлемое качество управления удается лишь в относительно комфортных погодных условиях. Победитель, чья машина пройдёт все испытания и дойдет до финиша быстрее всех, получит 175 миллионов рублей, которые сможет использовать по своему усмотрению.
Испытания проводятся в рамках технологических конкурсов UpGreat «Зимний город». Они запланированы с 26 февраля по 5 марта на полигоне в Московской области. Финал состоится в декабре текущего года. Подробнее тут: https://ria.ru/20190124/1549846905.html.
Вадим Романов