10 сентября митрополит Симбирский и Новоспасский Иосиф встретился с представителями региональной прессы и ответил на вопросы, интересующие жителей Ульяновской области. Архиерей рассказал о своем отношении к переезду из Кургана, о восстановлении храмов, о том, почему в церквях продают свечки, и даже о святыне общецерковного масштаба, которая прибыла вместе с ним.
Назначение было полной неожиданностью
Напомним, на должность главы митрополии, согласно постановлению Священного синода Русской православной церкви, Иосиф был назначен 30 августа. Ранее он никогда не был в Ульяновске, однако признался, что впечатление о городе и его жителях у него очень хорошее. Кроме того, новый владыка рассказал, что не был знаком с предыдущим митрополитом Анастасием близко, но встречался с ним на поместных и архиерейских соборах. 9 сентября Анастасий прибыл в Ульяновск и передал все дела по акту, учредительные документы, печать и отбыл на то место, куда определил синод, то есть в Казань.
В сане священника Иосиф прослужил 20 лет, ещё более 20 лет в сане архиерея.
«Очень надеюсь, что остаток своих лет удастся посвятить служению церкви, народу и еще что-то успеть сделать здесь, на этой земле, – отметил Иосиф. – Назначение меня в Симбирск было полной неожиданностью. Во-первых, синод собрался несколько раньше осенней сессии, потому что была необходимость назначить ректоров. И потом меня никто не информировал, что будут такие перемещения. Что касается удовлетворения, то я прослужил на Дальнем Востоке 13 с половиной лет и никуда не просился, хотя Дальний Восток несколько труднее. Да, в Курганской епархии у меня были определенные планы и начинания, которые не удалось совершить в связи с переводом».
Храмы нужно восстанавливать
Архиерей подчеркнул, что дела, начатые ещё владыками Проклом, Феофаном и Анастасием, будут продолжены, также возникнут новые проекты. В частности, они затронут вопросы строительства, восстановления и развития церковной жизни.
«Я готов сотрудничать со всеми людьми доброй воли, если они хотят сделать что-то положительное. Что касается восстановления храмов, то нельзя сказать, что это бессмысленно, это вопрос возможности. Если такие возможности будут появляться, если их можно будет изыскать, то это нужно делать, – сказал Иосиф. – Это не только задача церкви, это общая задача, и власти, и церкви, и народа, и религиозных общин. Наверное, в первую очередь религиозных общин, потому что там, где есть активная религиозная община, храмы все-таки восстанавливают. С чего начинали храмы, которые уже восстановлены? Собирались по праздникам, читали молитвы, и так зарождалось ядро, ядро, которому нужен храм. Видя эти шаги, находились благотворители и возможности. Всегда сначала появляются люди, строят храм, вокруг храма разрастается село, а потом и город».
О материальном
Говоря о восстановлении и строительстве церквей, архиерей затронул и вопрос пожертвований. По его словам, церковь не может существовать без них.
«Утверждение, что церковь финансируется из федерального бюджета в принципе неверное. Федеральный бюджет финансирует объекты федерального уровня, храмы, монастыри, комплексы, только те, которые находятся в собственности государства. В основном, церковь осуществляет свою деятельность за счет пожертвований. Иногда нас критикуют, потому что в церкви нужно купить, свечку, иконку, заплатить за крещение, отпевание. Вот без этого церковь не может существовать, потому что нужно содержать ремонтировать храм, нужно поддерживать людей, которые трудятся в храмах, не только священники, но и сторожа, уборщицы, певчие. Все это делается на пожертвования, на эти же средства церкви и строят. Есть еще конечно люди, которые готовы жертвовать какие-то средства на эти цели, но в связи с общей ситуацией в стране их все меньше и меньше.
Ситуация не настолько простая, особенно в сельской местности, где люди получают невысокие зарплаты и храмы сильно разрушены», – считает глава митрополии.
О неоязычниках и соцсетях
Говоря о сектах, митрополит Симбирский и Новоспасский отметил, что церковь должна жить такой жизнью, которая будет привлекать людей, показывать красоту православия и церковной жизни. По его словам, это очень интересная и насыщенная жизнь, но многие о ней не знают.
«Мы можем сколько угодно говорить, что эти такие – эти сякие, но если сами будем никакими, к нам никто не пойдет. Второй момент, это просветительский. Те же неоязычники говорят о новой религии, о рунах, которые дошли от наших предков. Это антинаучное утверждение, ложь. Мы имеем право говорить об этом, аргументировано и взвешено, – считает Иосиф. – Говорить о церкви и практиковать работу с молодежью можно и нужно в соцсетях. Нам нужны люди, которые помогали бы нам в этом, потому что митрополит с помощниками не может заниматься этим».
Также архиерей отметил, что слышал об ульяновском проекте «Батюшка онлайн», который обрел свою аудиторию далеко за пределами региона. Иосиф подтвердил готовность принимать участие в проекте.
О покровительстве
По мнению митрополита, у каждого человека есть святые, которых он любит. Для него это в первую очередь преподобный Сергий, во многом из-за того, что он родился и вырос в Подмосковье, а эти места связаны с его именем. Кроме того, Иосиф был настоятелем Высоцкого монастыря, обители, основанной самим Сергием в Серпухове.
«Сергий туда пришел и выбрал место, прочитал молитву и поставил настоятелем своего ученика. Я получил этот монастырь буквально в развалинах в 1991 году и 8 лет был его настоятелем, – рассказал владыка. – Конечно, это святитель Николай, близкий каждому человеку. Здесь, на Симбирской земле, это блаженный Андрей. Мне удалось поучаствовать в архиерейском соборе на прославлении блаженного Андрея Симбирского при ходатайстве ещё владыки Прокла. В молитвах я буду прибегать к нему, как помощнику этого града, этой земли».
Реликвия, которая пытается обрести дом
Митрополит Иосиф рассказал также о святыне общецерковного уровня, которую он хранит. Это чудотворный Югский образ Пресвятой владычицы Богородицы, явившийся в 1615 году в Псково-Печорском монастыре преподобному Дорофею.
«Во времена НЭПА в 20-х годах монахи, взяв эту икону, пошли на ярмарку, там на них напали обновленцы и отобрали икону, и больше она в свой монастырь не вернулась. Вскоре монастырь был закрыт, духовенство репрессировано, постройки монастыря взорваны, и это место ушло на дно Рыбинского водохранилища. Икона сохранилась, сначала её передавали из храма в храм, потом икона переходила в руки у мирян. Когда я уехал на Дальний Восток, мне передали эту икону, – поделился архиерей. – Пока она у меня, я просто её храню как величайшую святыню нашей церкви, потому что передать её фактически некуда. Известно, что в планах понижение уровня Рыбинского водохранилища, и одним из первых мест, которое будет осушено, станет место расположения Югской Дорофеевой пустыни. Если она будет восстановлена, икона матери Божьей вернется в свой дом».
Стало известно, что скоро святыню смогут увидеть и жители Ульяновской области.
Елена Нестерова