Яндекс.Метрика
Михаил Корепов: «Благодаря веб-камере, мы впервые так полно и глубоко заглянули в жизнь солнечных орлов»
16:5211 октября 2019

Почти полгода жители Ульяновской области следили за историей жизни солнечных орлов, на гнездо которых орнитологи установили веб-камеру. За это время пернатые успели обзавестись настоящими фанатами.

В марте этого года ульяновские орнитологи установили на гнездо солнечных орлов веб-камеру, сигнал которой передавался по доступной всем ссылке. Молодая пара, которых вскоре окрестили Симбир и Ульяна, заняла гнездо в начале апреля. Спустя пару недель самка снесла два яйца, а уже в начале июня появились два маленьких орленка. Выжить в тяжелых природных условиях удалось лишь одному, которому впоследствии дали звучное и символичное имя – Волгуша. Жители региона могли наблюдать, как рос всенародный любимец, как шел процесс его оперения, обучения полетам и даже добывания пищи. Несколько дней назад он покинул гнездо и отправился на зимовку в более теплые края. Его перемещения позволит отслеживать GPS/GSM трекер, которым он был помечен ранее.

Вместе с тем, веб-камера была установлена в практических целях, чтобы изучать гнездовую биологию краснокнижных птиц и, между прочим, природного символа Ульяновской области. Координатор этого проекта кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии Ульяновского государственного педагогического университета им.И.Н.Ульянова Михаил Корепов, регулярно делившийся новостями из жизни птичьей семьи в социальных сетях, рассказал корреспонденту ИА «Медиа 73» о предварительных итогах наблюдения, интересных находках и маленьких открытиях.

«О солнечных орлах мы знали и без того много, но благодаря веб-камере на гнезде, впервые так полно и глубоко заглянули в их жизнь. До этого камеры постоянного наблюдения за гнездами этого вида не устанавливались, причем не только в России, но и, судя по всему, в мире. Поэтому нам очень повезло, что камера работала», – рассказывает исследователь.

Первым и одним из самых интересных моментов, который удалось заметить орнитологам, стало то, что именно самец берет лидирующую роль при выборе гнезда, а не наоборот.

«Я убедился, что очень большое влияние на процесс гнездования оказывает самец. Поначалу, когда птицы прилетели, они очень осторожно относились к камере и даже побаивались ее. Мы переживали, что из-за этого они поменяют гнездо и построят новое. Именно самец первым принял решение, что камера не представляет опасности и занялся стройкой. После того, как он начал активно возводить гнездо, к нему присоединилась и самка. В этом плане самец взял на себя функцию в выборе, где они будут гнездиться. Раньше мы думали, что именно самка в конечном счете определяет место», – делится Михаил.

Через несколько дней после вылупления птенцов в гнезде развернулась настоящая драма, в результате чего второй орленок не выжил.

«Когда у крупных хищников не хватает корма, часто погибает кто-то из потомства. Но раньше считалось, и мы наблюдали не раз, что если это и происходит, то обычно младшего заклевывает старший птенец. Причем не в целях съесть, а просто как конкурента. Здесь мы наблюдали опять-таки уникальный случай, когда самец принял решение, что младшего птенца не будет. Симбир просто оттащил его на край гнезда и оставил, после этого самка не стала его кормить и греть. Видимо, самец понял, что кормовых ресурсов на гнездовом участке недостаточно. Это решение позволило им успешно выкормить одного».

Основной добытчик в семье орлов, конечно же, был Симбир. Ульяновцы могли часто видеть, как он приносил в гнездо различные птичьи лакомства. Внимательное изучение записи позволило и здесь найти ряд занимательных моментов.

«Подтвердилось, как мы и предполагали, что в период, когда птенчики маленькие, их кормят преимущественно грызунами – сурками и сусликами, поскольку их мясо усваивается гораздо лучше и является более питательным. Потом, когда птенцы подрастают и становятся более крупными и выносливыми, их начинают кормить преимущественно птицами — грачами, воронами, сороками, голубями. И вот еще один удивительный момент – основным рационом орлов раньше считались млекопитающие и птицы, а в этом гнезде мы обнаружили, что самец два раза приносил рыбу. Солнечные орлы никогда не были замечены в поедании рыбы. Они в принципе добывать ее не могут. Но мы предполагаем, что орел отобрал рыбу у чайки и принес в гнездо. Самое интересное, что самка есть не стала, а вот птенец поклевал ее немного».

Август и сентябрь Волгуша провел в активном обучении основным навыкам, которые позволят ему выжить в дикой природе уже самостоятельно, без помощи родителей.

«Нас удивило, что птенец достаточно долго держится на гнезде. Даже после того, как он начал самостоятельно вылетать в начале августа, он возвращался обратно вплоть до конца сентября и ждал корма от родителей. Интересен процесс, как родители учат птенца охотиться, потому что до последнего это было непонятно. Выяснилось, что со временем птенец становится все более и более агрессивным, и, когда родители приносили корм на гнездо, он просто атаковал их с целью отнять еду. Таким образом, он учился добывать пищу в дикой природе. Разумеется, родители оставались живы, но атаки у птенца были очень агрессивные. Он с настолько большой скоростью налетал на гнездо, что мы иногда побаивались за Симбира и Ульяну».

Можно сказать, что проект реализован успешно. Однако орнитологам еще предстоит провести подробные подсчеты. Нам же остается следить за передвижениями Волгуши и надеяться, что с ним все в порядке.

«2 октября его сигнал пропал. Причины могут самые разные – либо трекер вышел из строя, либо птица попала на территорию, которая находится вне зоны действия мобильной сети. Вариантов много, но мы ждем и надеемся, что все-таки трекер отзовется, и мы узнаем, где Волгуша. Все остальные орлы, которые были помечены в этом году, уже начали миграцию и исправно подают сигналы. Все они находятся на пути к местам зимовок – кто-то уже в дельте Волги, а кто-то подлетает к Кавказу. Мы надеемся, что и наш Волгуша где-то там», – заключает Михаил Корепов.

В планах орнитологов провести аналогичное исследование и в следующем году.

Алия Утигенова