Яндекс.Метрика
Как в УлГТУ вводят инженерное образование со школьной скамьи
19:4811 декабря 2019

Одно из приоритетных направлений государственной политики – развитие инженерного образования. Концепцию развития инженерных компетенций в едином образовательном пространстве «школа-вуз-предприятие» предусматривает проект «Инженерные классы высоких технологий», который реализуется по инициативе АО «Ульяновский механический завод», входящего в концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». Пространство объединяет ресурсы завода, университета и усилия городского лицея при УлГТУ» и гимназии № 33.

Проект предусматривает решение кадрового вопроса, вызванного потребностями промышленности, посредством привлечения подрастающего поколения в техническую сферу со школьной скамьи и обучением передовым инженерным технологиям в пространстве «школа-вуз-предприятие» в системе непрерывного инженерного образования. Профессорско-преподавательский состав УлГТУ реализует образовательные программы по профильным для инженерного образования предметам — математика, физика, инженерная графика. Учащиеся повышают свои компетенции в названных областях и смогут применить полученные знания в проектной деятельности на площадках УлГТУ. Преподаватели вуза, занятые в проекте, раскрыли особенности рабочих программ, составленных для учащихся инженерных классов высоких технологий, и особенности проведения занятий.

«Занятия по физике в инженерных классах высоких технологий ориентированы на привитие интереса школьников к современной радиоэлектронике, в частности, путем более глубокого погружения в те разделы этой дисциплины, которые наиболее востребованы в данной отрасли науки и техники. Занятия строятся по принципу предварительного раскрытия физического смысла изучаемых понятий при минимуме теоретических выкладок, рассмотрению связей этих понятий с другими физическими понятиями, выявлению единиц измерения используемых физических величин с последующим закреплением материала на решении практических задач. Занятия двухчасовые. Обычно на первом уроке дается теоретический материал с соответствующими иллюстрациями, а на следующем уроке решаются и разбираются задачи, в том числе такие, которые относятся к области радиоэлектроники. В конце каждого полугодия предусматриваются обзорные лекции по пройденным разделам с использованием презентаций, содержащих современное состояние дел в области радиоэлектроники и смежных областях техники, где используется изученный фактический материал. Предусмотрены также экскурсии школьников в учебные и научно-исследовательские лаборатории кафедры», – рассказал заведующий кафедрой «Физика» УлГТУ, профессор Рудольф Браже.

Курс физики в инженерных классах высоких технологий двухгодичный: 10-11 классы. Заключительное полугодие обучения в 11 классе посвящено подготовке и защите учащимися под руководством преподавателей исследовательских проектов по широкой тематике, предусматривающей использование различных физических явлений в современных наукоемких технологиях, методах измерений, приборостроении, инфокоммуникационных технологиях, робототехнике и радиоэдлектронике».

«В рамках разработанной рабочей программы по математике для инженерных классов высоких технологий предполагается дополнительная проработка разделов элементарной математики, необходимых при изучении курса высшей математики в вузе, расширение круга изучаемых разделов математики, решение задач повышенной сложности, в том числе олимпиадных, приобретение навыков решения прикладных задач в технике. Программа сохраняет преемственность с действующими школьными программами, являясь их логическим продолжением». Занятия проводятся с октября. Пока — по разделам элементарной математики, известным ученикам по школьной программе, углубляя и расширяя математические знания школьников. Изучаем различные методы и приёмы решения разнообразных задач повышенной сложности, в т.ч. конкурсных и олимпиадных. В дальнейшем планируем привлекать к решению задач элементарной математики некоторые подходы и методы высшей математики», – поделилась информацией доцент кафедры «Высшая математика» УлГТУ Юлия Покладова.

«Программа «Инженерная графика», преподаваемая в инженерных классах высоких технологий, отличается от школьного курса несколькими особенностями: изучение инженерной графики здесь носит не ознакомительный характер, а нацелено на приобретение практических навыков чертежных работ; курс по объему и сложности изучаемого материала приближен к соответствующему курсу университета; рассматриваемые задачи носят не абстрактно-геометрический, а конкретный технический характер. Обучение основано на изучении требований ГОСТов, соответствующих выполняемым работам. Повышенное внимание уделяется качеству чертежных работ. Второй год обучения посвящен изучению выполнения чертежных работ с помощью компьютерной графики - изучение прикладной программы «КОМПАС». Целью обучения является привитие учащемуся таких знаний и навыков по инженерной графике, которые значительно облегчат ему начальный период обучения в любом техническом вузе».

Проект «Инженерные классы высоких технологий» создает условия для дополнительной подготовки старшеклассников по техническому направлению и для развития у них инженерных компетенций в процессе практической деятельности, объединяет самые передовые производственные и педагогические навыки и технологии и является точкой роста для творчества.