Яндекс.Метрика
Иван Пименов: горящее сердце солдата
10:2314 января 2019

В судьбе Ивана Пименова, как и миллионов его сверстников того времени, не было ничего необычного. Родился в 1924 году в селе Урено-Карлинское ныне Карсунского района, в крестьянской семье. Окончил шесть классов. В 1935 году вместе с родителями переехал на постоянное жительство в Башкирию. Многие так делали, покидая родные места от безысходной нужды. Работал трактористом в зерносовхозе «Зилаирский» Баймакского района. А в 19 лет стал Героем Советского Союза.

В Красную Армию Ивана призвали в июле 1942 года, когда ему едва исполнилось 18 лет. Оторвали, что называется от сохи, потому что начиналась уборочная страда. Октябрь этого же года он уже встречал в действующей армии, то есть, попал в самое пекло. Впереди у него было ещё почти девять месяцев жизни, которую оборвёт война.

Десятого июля 1943 года батарея артиллерийского полка Центрального фронта, в ко­торой служил наводчиком гвардии рядовой Иван Пименов, к тому времени уже кавалер ордена Отечественной войны 2-й степени, с рассветом прибыла на новые позиции в районе села Молотычи Орловской области. Бойцы стали быстро рыть око­пы, укрытия для людей и боеприпасов, устанавливать маскировку. После того, как управились с первоочередными делами, батарейцы плотно подкрепились и заняли каждый своё место в ожидании наступающего дня.

Отдохнуть, даже коротко, им не пришлось. Над окопами гитлеровцев взлетела зелёная ракета, означавшая, что они перешли в наступление. Очень скоро в поле видимости показались танки с жирными чёрными крестами на броне. Они на ходу принялись бить из орудий по нашим позициям. Земля поднялась на дыбы от множества залпов, в воздухе стал нависать едкий пороховой дым, нарастал страшный грохот.

Артиллеристы, не мешкая, принялись в ответ бить по фашистским танкам прямой наводкой. Несколько машины тут же превратились в горящие факелы. Идущие сзади машины их обходили, устремляясь на наши позиции, и тут же попадали под мощный огонь батарей. Не выдержав яростного отпора, танки повернули назад.

После короткой передышки немцы сменили тактику. Прежде, чем пустить в атаку танки, они долго поливали наши позиции огнём авиации и артиллерии. И только после этого последовала новая танковая атака. Орудие Пименова стояло на открытой огневой позиции. На него и пошли сразу шесть машин. Выж­дав удобный момент, батарейцы открыли огонь. Гвардеец Пименов бил по врагу хладно­кровно и расчетливо. Меткими выстрелами он подбил два передних танка. Но те, что оставались невредимыми, продолжали двигаться вперёд.

Вот стальные чудовища уже совсем близко. Батарейцы, однако, не дрогнули, действовали расчётливо и быстро, выпуская снаряд за снарядом. И вот уже полыхает ещё один немецкий танк, потом ещё один … Лишь к ночи стал стихать накал боя, утихла артиллерийская канонада.

Новый день, как и все последующие, не принёс облегчения, сказывалась близость Курской дуги. Бои становились всё более ожесточёнными и продолжительными. 22 июля 1943 года Иван Пименов и его товарищи оборудовали огневую позицию у села Тросна Кромского района Орловской области. Едва успели окопаться, как раздалась команда: «К бою! Танки!» И тут же противник начал мощную артподготовку, обрушив на наши позиции море огня. Когда дым немного рассеялся, стало видно, что по расстилавшему впереди полю чёрной тучей идут вражеские танки. Они буквально заполонили собой всё свободное пространство: так много их было.

Артиллеристов это не смутило, и они деловито и хладнокровно вступили в схватку, посылая снаряд за снарядом в танки фашистов. В разгар боя Пименов почувствовал, как его правую щёку обожгло. Приложил руку к щеке, почувствовал боль, увидел кровь и понял, что ранен. Попросил, чтобы его наскоро перевязали и снова занял своё место у орудия.

Между тем схватка приобрела ожесточённый характер. Наши артиллеристы давно потеряли счёт времени, оглохли от беспрерывной канонады, глаза и лёгкие разъедал удушливый дым, сквозь который не видно было даже небо. Бились на пределе человеческих сил и возможностей, посылая в сторону врага снаряд за снарядом, но не отступали ни на шаг. Буквально на глазах росло число подбитых перед батареей немецких танков, но фашисты с остервенением рвались вперёд.

Пименова снова ранило, но и на этот раз он не покинул поля боя. Вести бой становилось все труд­нее и труднее. Разорвавшийся рядом с орудием Пименова вражеский снаряд вывел из строя весь расчёт. Сам Иван получил третье ранение, но продолжал оставаться на поле боя. Он из последних сил подтащил к орудию оставшиеся ящики со снарядами и противотанковыми гранатами. Превозмогая боль, стараясь не потерять соз­нание, зарядил орудие, прицелился и выстрелил в надвига­ющийся танк.

Каждый выстрел давался наводчику с огромным трудом, кончились снаряды, а танки продол­жали идти на батарею. Одну из машин он остановил метко брошенной под её гусеницы противотанковой гранатой. Но из-за неё выполз ещё один танк и ревя мотором пошёл на орудие. Последние силы покидали истекающего кровью бойца. Зажав в руках связку гранат, он теперь хотел только одного: не потерять сознание и дождаться приближения стальной махины. Когда она стала переваливать через бруствер огневой позиции, нависая над орудием, Иван решительно бросился под гусеницы … Раздался оглушительный взрыв, фашистский «зверь» дёрнулся и застыл на месте.

Похоронили нашего земляка недалеко от места боя, в селе Тросна. Ука­зом Президиума Верховного Совета СССР от восьмого сентября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмерт­но. На здании средней школы в селе Уре­но-Карлинское установлена мемориальная доска, его имя носит одна из сельских улиц. Есть улица его имени в городе Баймак. Имя Героя навечно внесено в списки личного состава гвардейского артиллерийского полка, в котором он служил. Накануне 70-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне в центре рабочего посёлка Карсун были установлены бюсты семерым землякам – Героям Советского Союза. В этом списке есть имя 19-летнего Ивана Тимофеевича Пименова.

Виктор Никитин