Глава региона представил на всероссийском форуме «Наставник-2018» практики наставничества, применяемые как в органах государственного и муниципального управления, так и сфере бизнеса. Позже он ответил на вопросы корреспондента Media73.
По словам Сергея Морозова, тема наставничества имеет глубокие корни и традиции в нашей стране, в СССР оно было востребовано во всех отраслях, а без наставников не обходилось ни одно производство. При этом наставник всегда был ещё и воспитателем молодого поколения.
– Сергей Иванович, в те времена существовало даже звание «Заслуженный наставник молодёжи РСФСР». Но востребована ли такая практика сейчас, в современном мире?
– Да, и в пользу этого говорят следующие факты. Наши градообразующие предприятия, такие, как УАЗ, «Авиастар» и ДААЗ, и не уходили от этой практики, как и школы, больницы, детские сады. Показательно, что наставничество есть в новых компаниях, сформировавшихся в постсоветское время. Самый яркий пример – авиакомпания «Волга-Днепр». Однако и это не все. В последние 15 лет к нам в регион пришли почти три десятка иностранных компаний с мировым именем. И на многих из них наставничество является важной частью корпоративной культуры, системы национальных традиций и культурных ценностей.
– Например?
- Японский опыт, который мы внимательно изучаем и частично перенимаем. Большой интерес представляет хитодзукури – программа формирования человека, которая применялась в Японии в 60-е годы прошлого столетия и во многом обеспечила экономический и технологический прорыв Страны восходящего солнца.
– Что это за программа?
– Стремясь обеспечить экономику не только технически грамотными, но и морально преданными работниками, японское правительство в 60-е годы разработало и запустило программу, задача которой определялась как «повышение уровня научно-технического образования и усиление нравственного воспитания в целях формирования у молодежи добродетелей и патриотизма, лояльности и оборонного сознания». Это своеобразное формирование нового патриотизма, исключительного японского трудолюбия, которые в свою очередь обеспечили высокую производительность труда. Такие ценности передаются из поколения в поколения!
– И мы возвращаемся к опыту наставничества?
– Да, и особенно значимо, что тема обсуждается на общероссийском уровне при огромном внимании к данной теме со стороны президента Владимира Путина. Наставничество – один из лучших инструментов решения кадровых, профессиональных, отраслевых и управленческих задач в России. Если говорить об Ульяновской области, то еще 10 лет назад институт наставничества мы сформировали в региональных органах государственной власти. В системе государственного управления он полностью оправдал себя.
– А в 2014 году регион одним из первых внедрил ещё и систему менторства...
– Одними из первых в 2014 году мы внедрили систему менторства, подразумевающую привлечение в проекты и стартапы авторитетных представителей успешных практик развития регионального бизнеса и представителей государственного сектора. За четыре года у нас успешно сработались более 70 менторских пар. Реализованы проекты по самым разным направлениям, как коммерчески успешные, так и социально значимые. Причем 80% реализованных при поддержке менторов проектов получили гранты и дополнительное финансирование.
– Что будет дальше?
– Есть задача интеграции отдельных практик в единую систему и тиражирование лучшего опыта. Методики, применяемые в наставничестве, универсальны. Например, их можно брать из бизнес-практик. Мы разработали приоритетный региональный проект, подготовили паспорт, сформировали проектную команду. Ответственность за координацию этой работы взяло правительство региона. Цель – сформировать единую региональную политику в сфере наставничества и распространить её не только в органах власти и местного самоуправления, но также в учреждениях бюджетной сферы, в бизнесе, общественных институтах. Он позволит сформировать благоприятную среду для совершенствования практики наставничества. В итоге сможем повысить профессиональные компетенции, сохранить лучшие традиции трудовых коллективов, внедрять принципы бережливого производства, повышать производительность труда и конкурентоспособность всей нашей экономики.
– Кто еще примет участие?
– Областной Совет профсоюзов, он и будет руководить проектом. Профсоюзные организации у нас имеются во всех отраслях. Разработан проект закона Ульяновской области о наставничестве, модельный нормативный правовой акт, типовое положение или Стандарт наставничества, Положение об отраслевых советах и общерегиональном совете наставников, а также Положение о региональном конкурсе «Лучший наставник».
– Какие шаги в этом направлении еще необходимы?
– Нужна и выстраивается система информационной и консалтинговой поддержки наставников во всех отраслях экономики, государственного и муниципального управления. Нужны региональная база данных наставников и лучших практик, модель компетенций наставника, рекомендации по внедрению института наставничества для организаций и предприятий различных форм собственности, система отбора и оценки наставников, комплекс образовательных программ, система мотивации, включая материальную. Необходимо также привлечь экспертное сообщество и общественные структуры для содействия развитию института наставничества как социального лифта для граждан. Думаем об областном слёте наставников в мае 2018 года.
– Работа огромная. Но поддерживается ли она на федеральном уровне?
– Мы ждём, что в федеральном законодательстве, в первую очередь в Трудовом кодексе, а также в законе №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» появятся такие понятия как наставничество и наставник. Нужно урегулировать статус наставника, меры материального поощрения. Отсутствие правовой базы федерального уровня пока сдерживает дальнейшее продвижение практики наставничества в регионах.