Яндекс.Метрика
День гражданской авиации России: «Добролёт» - МАГОН - «Аэрофлот»
8:4409 февраля 2018

Каждый год 9 февраля в нашей стране отмечается День гражданской авиации России. Основанием для него послужило принятое 9 февраля 1923 года постановление Совета Труда и Обороны СССР «Об организации Совета по гражданской авиации». Документ подтверждал тот факт, что перевод воздушного флота после Первой мировой войны для использования в мирных целях, состоялся окончательно. Теперь ему предстояло перевозить пассажиров, почту и мирные грузы.

Немного позднее, в марте, было создано Российское общество Добровольного воздушного флота — «Добролёт», которое 29 октября 1930 года преобразовали во Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота. Одновременно с этим технический надзор за гражданской авиацией возложили на Главное управление воздушного флота,

Первым самолётом, который стал осваивать небо в гражданских целях, стал «АНТ-1», успешно совершивший пробный рейс на воздушной линии «Москва – Нижний Новгород». Её протяжённость составляла 420 километров. Рейс, опять же, был выполнен 9 февраля.

Поначалу как на внутренних, так и на зарубежных линиях «Москва – Кенигсберг» и «Москва – Берлин», полёты выполнялись на переоборудованных «под гражданку» военных самолётах. Но уже в декабре всё того же 1923 года были успешно завершены испытания воздушного корабля «АК-1», который впервые в отечественной практике предназначался для перевозки пассажиров на авиалинии «Москва-Казань-Москва».

Гражданская авиация в СССР развивалась стремительно. Уже в 1927 году наши самолёты совершили из Москвы рейс на Японские острова. Ещё через 2 года покорили Североамериканский континент.

В 1932 году Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота было переименовано в Аэрофлот, чтобы оставаться под этим именем многие годы. Тогда же утвердили первый Воздушный кодекс СССР и специальный флаг гражданской авиации. Для лётного состава и технического персонала ввели форменную одежду под цвет неба и знаки различия.   

К тому времени Советский Союз уже располагал сетью конструкторских бюро, научно - исследовательских институтов, авиазаводов. Всему миру стали известны имена первых конструкторов отечественных самолётов Андрея Туполева, Олега Антонова, Сергея Ильюшина.  

Надо отдать должное Главному управлению гражданского воздушного флота: сообщение с зарубежными странами было отлажено настолько чётко, что не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны. Практически с началом первых же боевых действий была создана Московская авиационная группа особого назначения – МАГОН. На неё возлагались задачи по доставке живой силы и техники, оружия, продовольствия, медикаментов в действующую армию. МАГОН отличилась и в годы блокады Ленинграда, обеспечивая как доставки продовольствия, так и вывоз людей из осаждённого города.

Мощное развитие гражданская авиация получила после войны. В конструкторском бюро Ильюшина родились самолёты Ил-12 и Ил-14. В 1957 году совершил свой первый полёт турбовинтовой лайнер Ил-18. Затем настал черёд осваивать дальние перелёты самолёту Ил-62. В 1978 году на международные авиалинии вышел новый, на этот раз грузовой самолёт Ил-76.

Кипела работа и в конструкторском бюро Туполева. Здесь  был спроектирован и в 1955 году стал осваивать небо первый в мире реактивный пассажирский самолёт Ту-104, предназначенный, в том числе, для работы на международных авиалиниях. Несколько позднее увидел свет более совершенный лайнер Ту-114. Поразил мир сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.

В 1979 году по инициативе руководства страны был учреждён День гражданской авиации. До конца 80-х годов он звучал как «День Аэрофлота» и отмечался в середине февраля.

Не только суперсовременные самолёты были заботой советского государства, но и «воздушные ворота» для них. Первым стал аэропорт «Шереметьево», открытый для обслуживания международных полётов в 1959 году. Придёт время, и Аэрофлот официально станет основным перевозчиком Московской Олимпиады-80. К тому времени для приёма участников 22 Олимпийских игр и гостей будет построен международный терминал аэропорта «Шереметьево-2».

«Роль гражданской авиации для нашего региона, – говорит губернатор Сергей Морозов, – невозможно переоценить. Ульяновск сегодня является одной из центральных площадок отечественного авиастроения. Судите сами: создан и успешно работает авиационный кластер, включающий в себя десятки авиапромышленных предприятий. Здесь и крупнейший в стране авиакомплекс и два аэропорта, способные принимать любые типы самолётов. У нас успешно работают профильные заводы, институты, конструкторские бюро.

В нашем регионе проходят международные форумы, на которых принимаются решения, влияющие на развитие всей отрасли. А мощный авиакластер стал локомотивом роста всей экономики. Создана первая в России портовая особая экономическая зона, привлекающая резидентов из Европы и Азии. Говоря иначе, Авиация и самолётостроение – это настоящее и будущее Ульяновской области, поэтому мы уверенно смотрим в завтрашний день».         

Виктор Никитин