Яндекс.Метрика
День основания ВМФ: честь и слава военных моряков России
9:2330 октября 2017

30 октября 1696 года официально считается Днём основания российского военно-морского флота. Эта дата неразрывно связана с именем Петра Первого.

В 1688 году царь основал верфь на Плещеевом озере, где благодаря стараниям местных умельцев был построен «потешный» флот государя. Уже к лету 1692 года флотилия насчитывала несколько десятков судов, из которых выделялся красавец-фрегат «Марс» с тридцатью пушками. Однако в истории день рождения военного флота нашей страны связан совсем с другой датой.

Необходимость в торговых отношениях с государствами Европы привела государя к военному конфликту с Османской империей в устье Дона и низовьях Днепра. Нужен был флот. Благодаря своей воле и уму Пётр сумел создать его всего за одну зиму. Сперва запросил помощи у своих западных союзников – короля Польского и императора Австрийского. Они выслали ему знающих инженеров, корабельных мастеров и артиллеристов. Под Москвой в спешном порядке строили брандеры и галеры, в Воронеже впервые на Руси создавали два огромных 36-пушечных корабля, получивших названия «Апостол Павел» и «Апостол Петр». Помимо этого предусмотрительный государь повелел соорудить более одной тысячи стругов, несколько сотен морских лодок и обычных плотов, уготовленных в поддержку сухопутной армии. Их постройкой занялись в Козлове, Сокольске, Воронеже. В начале весны 1696 года корабельные части были привезены для сборки в Воронеж, а уже в конце апреля суда были на плаву.

Русская армия 19 июля 1696 года при поддержке боевых кораблей взяла турецкую крепость Азак (Азов). Это была первая крупная победа в войне за выход к морю, положившая начало формированию Азовского флота.

Для решения вопросов по обороне захваченных территории Петр Первый решает созвать Боярскую думу и ставит вопрос: выстроить «караван морской али флот». 20 октября на очередном заседании дума постановляет: «Быть морским судам!» Так начал свое существование Российский императорский военно-морской флот. Сразу было решено заняться строительством 52 кораблей и спустить их на воду в Воронеже уже до начала апреля 1698 года. Более 50 иностранных специалистов работали на верфях, а сотня талантливых молодых людей отправилась за границу постигать азы кораблестроения. Среди них в должности обычного урядника был и Пётр.

К 1700 году Азовский флот уже насчитывал более 40 парусных судов, а к 1711 – около 215 (в том числе и гребных), из которых 44 корабля были вооружены 58-пушками. Благодаря этому грозному аргументу удалось подписать мирный договор с Турцией и начать войну со шведами. Бесценный опыт, полученный при строительстве новых кораблей, позволил позднее добиться успеха на Балтийском море и сыграл важную (если не решающую) роль в великой Северной войне.        

В 1856 году Россия была вынуждена подписать Парижский мирный договор и в итоге лишилась черноморского флота. В 1860 году паровой флот окончательно занял место устаревшего и потерявшего былое значение парусного. После Крымской войны Россия активно строила паровые боевые корабли. Это были тихоходные суда, на которых невозможно было совершать дальние боевые походы. В 1861 году на воду спускается первая канонерская лодка под названием «Опыт». Боевой корабль был оснащён броневой защитой и прослужил до 1922 года.

Полнейшим крахом и катастрофой для российского флота стали революция и гражданская война. В 1918 году корабли Черноморского флота были частично захвачены немцами, частично выведены и затоплены в Новороссийске. Некоторые суда немцы позже передали Украине. В декабре Антанта захватила корабли в Севастополе, которые были отданы Вооруженным силам Юга России (группировке белых войск генерала Деникина). Они участвовали в войне против большевиков. Матросы Балтийского флота восстали против Советского правительства в 1921 году.

У Советской власти осталось совсем немного кораблей, они и положили начало формированию Военно-Морского флота СССР, который впоследствии вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, способным решать задачи любой сложности по защите российского государства.

Сегодня Россия располагает хорошо оснащённым Военно-Морским флотом, который является одним из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов нашей Родины в Мировом океане. 

 

Виктор Никитин