Этим с начала текущего учебного года занимается специальный тьюторский центр «Потенциал плюс». Он работает на базе Дворца творчества детей и молодёжи. Как пояснила руководитель центра Галина Пазекова, не стоит понимать тьюторский центр как еще один кружок, который посещает ребенок. Здесь, скорее, идёт обратное движение – центр сам интегрируется в контингент молодёжи, ищет одаренных ребят и помогает им прокладывать дальнейший путь для развития, подбирая различные конкурсы, олимпиады и другие разнообразные площадки, где молодой талант может себя реализовать.
«Наш центр занимается индивидуальным сопровождением талантливых ребят, которые выявляются в образовательных учреждениях всех уровней. Для начала мы приняли за основу Дворец творчества. Здесь действует масса кружков и секций, и каждый педагог выделяет потенциальную звездочку. Мы взяли свой патронаж ребят, которые уже стали победителями различных премий. По ходу учебного года к нам примыкают новые таланты. Мы провели исследование и выяснили, что наши ребята, в основном, участники конкурсов, которые проводятся на территории Ульяновской области, и они не очень спешат выходить за эти границы. Поэтому надо стимулировать ребят, рассказать педагогам о более масштабных возможностях для одарённых ребят. Это основные наши функции», – рассказала Галина Пазекова.
Ученица 9 класса Мариинской гимназии Анна Лещенко стала победителем конкурса «Новое поколение» со своим проектом о золотом сечении как ключе к комфортному городскому пространству. В сентябре она ездила на Международной салон в Севастополе, где взяла специальный приз и золотую медаль. Проект ещё не завершен, и сейчас на этапе моделирования ей необходима помощь специалистов математиков и дизайнеров, которых для неё и её проекта и должен отыскать тьюторский центр. «Благодаря этому центру я смогла определиться с направлением и уже знаю в какой профильный класс пойду. Сейчас для меня это важно. Здесь мы развиваем лидерские качества, совершенствуем английский. К тому же центр помогает реализовать мой проект в будущее. Мы пришли к выводу, что если здание построено по золотому сечению, то человеку в нём комфортнее находиться, поэтому мы хотим представить такое здание, чтобы показать наглядно», – рассказала Анна Лещенко.
Кроме подбора конкурсов и помощи в реализации проектов, в тьютерском центре проходят метапредметные курсы, которые работают на развитие личности. «Все ребята разные – кто-то слишком неуверен в себе, а у кого-то, наоборот, неадекватно завышена самооценка. На таких курсах они учатся становиться лидерами для себя, моделировать свою будущее, креативно мыслить, решать нестандартные задачи. Обязательная норма для современного человека – это иностранный язык, поэтому здесь они проходят академический курс английского. Есть английский клуб, в котором происходи живое общение не только между собой, но и с носителями языка из Америки и Канады по «Скайпу». Своего рода мы ведем черновую работу по созданию человека новой формации – креативного, открытого, гибкого и коммуникабельного. И проекты, которые они здесь разрабатывают, направлены именно на практическую полезность для жизни», – отметила Галина Пазекова.
На сегодня под крылом тьюторского центра находятся 10 человек, которые были выявлены во всех комплексах Дворца творчества. В планах выход в поисках за пределы дворца и дистанционные занятия для сельских ребят.
В Ульяновской области, по словам министра образования и науки региона Раиса Загидуллина, много различных систем выявления и поддержки одарённости. Среди них 15 видов разнообразных губернаторских стипендий, раздел в Программе развития образования до 2020 года с перечнем мероприятий по поддержке талантливой молодёжи, проект «Ковровая дорожка», президентская премия от 30 до 60 тысяч рублей за участие в различных мероприятиях, олимпиадах и конкурсах.
«Сегодня в более 118 образовательных организациях разных уровней реализуются программы по выявлению одаренных. Шесть из них в статусе научно-методического центра. Например, Октябрьский сельский лицей Чердаклинского района – лицей с богатой историей, в портфолио этой школы самое большое количество подготовленных кандидатов и докторов наук. Их взаимодействие с вузами позволяет очень здорово сопровождать детей. В этих школах отрабатываются и распространяются в другие районы и регионы интересные педагогические практики», – рассказал Раис Загидуллин.
Программа поддержки одаренных существует и в системе дополнительного образования. Здесь новшеством назван центр «Алые паруса», который был перепрофилирование из школы-интерната. По словам Раиса Загидуллина, там сделают региональный центр по работе с одаренными детьми. Сегодня многие мероприятия проводятся на базе «Юность» в Димитровграде. Планируется дифференцировать направления и оставить в «Юности» все, что связано с одарённостью в коммуникативном, воспитательном, творческом планах, а научные конкурсы и олимпиады проводить на базе центра «Алые паруса».
Елена Ольдина