Яндекс.Метрика
Алексей Дуров: «Я за старый театр»
11:4009 октября 2015

Пятьдесят лет для любого человека – большой срок. Отдать его работе или семье и ни разу не поменять маршрута – если не достижение, то большая удача. Заслуженный артист РСФСР, народный артист России, Почетный гражданин Ульяновской области Алексей Дуров считает именно удачей то, что полвека выходит на сцену Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова. В честь этой даты, и 75-летнего юбилея, 11 октября артист встретится со зрителями в спектакле «Бедная Лиза» и на капустнике.

Добрый рок

«У нас много мастеров, мы гордимся ими. Они пришли 50, 40, 35 лет назад. И это единственный театр для многих наших актеров, которые стали народными, заслуженными, получили премии. Это люди, на которых строится репертуар театра, – рассказывает директор Ульяновского областного театра Наталья Никонорова. – Иногда режиссеры страдают от того, что много пожилых артистов, они не знают, где их занять. У нас каждый пожилой артист – на вес золота. Все они работают активно, преподают. А вся молодёжь, которая работает с ними на сцене – это ученики наших мастеров».

Алексей Дуров застал то время, когда режиссёром театра была Вера Ефремова, ныне возглавляющая Тверской академический драматический театр. В течение восьми лет она работала с нынешними мастерами сцены: Кларой Шадько, Зоей Самсоновой, и это время вошло в историю театра как отдельная эпоха.

Для Алексея Даниловича ульяновский театр стал первым и единственным местом службы.  «Андрей Алексеевич Попов, основатель театра Советской Армии говорил, что актер должен поездить по стране, поискать своего режиссера, свой театр. Вы знаете, за эти годы столько режиссеров прошло, и главных, и на постановках. И почему я должен за ними бегать? Пусть они за мной бегают», – смеется Алексей Данилович. Поступая в театральный институт, он, конечно же, не думал о том, как сложится его жизнь спустя полвека. «Я остался здесь и без всякого пафоса скажу вам, уважаемые мои, – с первых дней поступления в институт какой-то добрый рок надо мной все время. Каких-то необдуманных поступков, например, бросить театр, не было. Я практически не ожидал, что моя судьба так сложится, и всё в жизни пойдет так, что я буду иметь звание – и республиканское, и почетного гражданина области, и награды правительства России и местного. Всё удачно сложилось».

 

Полевой театр одного актера

Будущий артист пошёл в школу в тяжелое послевоенное время, в девять лет, и в театральный институт пришёл не с первого раза. За день до экзаменов Алексею разбили губу – играл в футбол. Из-за травмы он полгода не мог нормально говорить, а потом его призвали в армию. Но это не помешало приёмной комиссии заверить парня, что ему обязательно надо поступать. Это подтвердила и звезда советского кинематографа Наталья Фатеева, посетившая однажды военную часть, где служил Дуров.

«Это было в семь часов вечера. А Серпухов в ста километрах от Москвы, это на поезде два часа, и до театра ещё добираться. Меня прямо в футбольной форме повезли в больницу. Нет, чтобы на скрепки посадить – примотали бинтом всё. Недели через две после этого поехал в Малый театр, все-таки заявление лежит, скажут: артист, а не явился. Там сидят два старых актера говорят, почитайте что-нибудь. И сказали: «Вы не огорчайтесь, приезжайте на будущий год, вы поступите. И запоминайте эту фразу, потому что она будет звучать у дальнейших педагогов», – вспоминает Дуров.

Вдохновлённый таким отзывом, в армии он успевал готовиться к поступлению. Помогали сослуживцы: «Идут полеты, пока самолет прибудет, мы сидим, я начинаю читать. Говорю: Вань, как ты думаешь, как вот эту фразу сказать? Он говорит: я бы вот так сказал, а ты? А я вот так. Я всё это анализировал. А когда уже в ГИТИС поступал, меня спрашивают: а кто вас готовил? Отвечаю: солдаты».

«На сцене в носу не ковыряют»

Алексей Дуров, как и другие мастера ульяновской сцены – представитель старой театральной школы ГИТИСа. По словам Алексея Даниловича, режиссёры ценили его за то, что не «халтурил». Это качество сохраняется и сейчас, несмотря на сжатые сроки подготовки спектаклей: «Когда идет процесс работы над спектаклем, я считаю, что чем больше режиссер делает замечаний, докапывается, значит, он чего-то от тебя добивается. В те годы мы много сидели за столом, разбирали все, что только можно разобрать, чтобы не было вопросов. Это застольный период, когда практически ничего не должно остаться непонятного. А сейчас в основном идет в текст много. Иногда смотришь на сцену – актёр молотит текст, и ничего не происходит».

Вопросы разных поколений актуальны и в театре – за пятьдесят лет поменялось и время, и люди. Многие мастера сцены ульяновского театра преподают будущим артистам в университете. Алексея Дурова среди них нет. Но это не мешает – ведь учат не только в аудиториях, тем более театральному мастерству: «У меня была своя школа. Копылов был прекрасный режиссер, но у него несколько другая школа была. Я чувствовал, что молодежь не понимает, что он требует. Тогда и приходилось включать мою школу».

«Старики» за нами поглядывали», – вспоминает своих наставников Дуров. «Иногда подходишь к Лие Ефимовне Радиной, Герасимову, говоришь: вот тут я что-то плаваю, посмотрите, пожалуйста. А сейчас боишься даже замечание сделать молодым артистам. На сцене в носу-то не ковыряют, и не надо рукавом вытирать – платочек есть». По воспоминаниям народного артиста, его старшие коллеги были интеллигентнейшие люди, и это передалось ему, несмотря на весьма простое происхождение: «Объясняли мне, валенку, – я от сохи человек. Но через них я видел, как они держат себя, как они разговаривают. Они всё время говорили: набирайтесь культуры. Это основа нашей профессии».

«Лизу» собирали по кусочкам

Юбилейный вечер Алексея Дурова пройдёт в Ульяновском драматическом театре 11 октября. Зрители увидят спектакль «Бедная Лиза», где артист играет одну из главных ролей. Алексей Данилович пояснил, как создавалась постановка на основе прозаического текста: «Мы разбивали по фразочкам весь повествовательный текст. Фактически там диалогов нет, поэтому создавали их за счет того, что по одному слову, по пять слов – все участвовали в этом деле».

«Я считаю, что «Бедную Лизу» надо постоянно репетировать. То есть перед спектаклем отдельные кусочки оттачивать, тогда появляется динамика. А то бывает – раз, и провал. За счет того, что не воспринимаем текст, теряется нить», – говорит Дуров. Для артиста и зрителя важно расставить акценты, чтобы обратить внимание на самое главное. Не менее важно обращение к исторической эпохе – если на сцене король Лир, он должен быть в костюме IX века, Ромео и Джульетта – XV века, а если ставят «Вишневый сад», зритель должен видеть перспективу вишневого сада. Как говорит Алексей Данилович, он – за старый театр.

Алексей Дуров родился 5 октября 1940 года в городе Серпухов Московской области. Окончил ГИТИС в 1966 году, после чего стал актером Ульяновского драматического театра, на сцене которого сыграл около 150 ролей, среди них президент в «Коварстве и любви», врач в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион», Ферапонт в «Трёх сестрах», Сила Грознов в «Правде – хорошо, а счастье лучше», Хозяин в «Очень простой истории», Тугоуховский в «Горе от ума».

 


Мария Сайгина