
Клуб «Симбирский глагол».
Ведущий Клуба – Жан Миндубаев.
Тема заседания: «В те годы грозовые...»
От ведущего.
Клуб продолжает публикацию мемуаров «Детей войны». Эти подростки стояли в одном строю со своими отцами и старшими братьями, когда наша Родина вела тяжкий бой с германскими фашистскими ордами, вторгнувшимися на нашу землю...
Сегодня мы публикуем рассказ Владимира Аладина о малоизвестном бое советского летчика с фашистским стервятником, произошедший в небе над территорией Ульяновской области…
************
Об авторе.
Аладин Владимир Николаевич родился 31 марта 1946г. После службы в рядах Советской Армии работал электриком на ТЭЦ-1. Выдвигался на руководящие должности в комсомольских, партийных органах и профсоюзах. Работал заместителем управляющего строительных трестов №2 и №3 «Главульяновскстроя», директором учебно-производственного комбината №1 Засвияжского района.
?збирался депутатом Законодательного собрания Ульяновской области 2-го и 3-го созывов, где активно защищал интересы избирателей.
===================================
ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН В НЕБЕ НАД ПАВЛОВСК?М РАЙОНОМ
В начале 70-х годов в Ульяновский обком комсомола обратилась с письмом секретарь комсомольской организации Баклушинской школы Павловского района. Она сообщала, что во время Великой Отечественной войны в небе недалеко от села Баклуши разгорелся воздушный бой между немецким и советским самолётами. В ходе боя советский самолёт таранил немецкого стервятника. Сам советский лётчик погиб. Память о нём хранили жители села. Она просила оказать содействие в увековечении памяти лётчика сооружением памятника.
По поручению первого секретаря обкома ВЛКСМ Юрия Горячева был сформирован поисковый отряд. Я в то время был секретарём Комитета ВЛКСМ «Главульяновскстроя» и вошёл в этот отряд.
Тут надо сказать вот о чем.
Во время Сталинградской битвы 1942-1943 годов немецкие войска не только стремились уничтожить сам Сталинград, но и его транспортные связи, лишить его любой помощи из тыловых регионов. Такими транспортными коридорами тогда были Саратовский, Сызранский и Ульяновский мосты через Волгу, осуществляющих транспортную связь западных регионов с восточными (заволжскими), северных – с южными (с Кавказом).
Осенью 1941 года была разорвана главная железнодорожная магистраль Москва – Курск – Харьков – Ростов-на-Дону. Все воинские перевозки и грузопоток, которые осуществлялись по этой линии, были переключены на приволжские железнодорожные линии, проходившие через Сталинград. Двадцать третьего января 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве Волжской рокады. Это обеспечивало крупный выигрыш в решении стратегических задач войны. Эта рокадная дорога должна была связать станции Свияжск под Казанью и ?ловля под Сталинградом, фактически – дорога Казань – Сталинград через узловые станции Ульяновск – Сызрань – Саратов.
Немецкие самолёты часто прорывались к названным мостам и строящейся рокаде. Двадцать четвертого сентября 1942 года лётчик-истребитель Хомякова на истребителе «Як» сбила вражеский самолёт «Юнкерс-88», пытавшийся прорваться к саратовскому мосту. На следующий день «Ю-88» на высоте 7000 метров пробивается на Сызрань, ко второму стратегическому мосту. Советский «М?Г-3», вступив в бой, отогнал его от цели. Бомбардировка моста не состоялась. За штурвалом самолёта был сержант Шутов Н.Ф., служивший во 2-ой авиаэскадрильи 802-го истребительного авиационного полка. В наградном листе на Шутова говорится:
«Сержант Шутов Н.Ф., находясь в 802-м ?АП, произвёл 27 вылетов на патрулирование и перехват самолетов-разведчиков противника. По характеру скромный, но настойчивый, он быстро освоил самолет «М?Г-3», на котором отлично выполнял боевые и учебные задания. 25 сентября на высоте 7000 метров он впервые за свою летную жизнь вел воздушный бой с «Ю-88». Его атаки отличались особой смелостью, решительностью и настойчивостью. Но самолет противника, уничтожить не удалось, так как «М?Г-3» получил повреждения. Летчик не растерялся и произвел отличную посадку самолета с поврежденным мотором, тем самым спас дорогостоящую машину.
Командир 802-го ?АП капитан Друсь,
Военком, батальонный комиссар Филимонов».
Через две недели снова налёт вражеского самолёта на транспортную артерию. В ночном бою за Саратовский мост та же Хомякова сбила фашистский самолёт, но и сама погибла.
Четвертого октября к Сызранскому железнодорожному мосту вновь прорывается фашистский стервятник «Ю-88». На его пути появляется звено самолетов М?Г-3, ведомых летчиками Стрельцовым, Шутовым и Бакулиным, которое по радио было наведено на немецкий бомбардировщик Ю-88. ?зрасходовав боеприпасы, Стрельцов и Бакулин приземлились в Кузнецке Пензенской области.
Николай Шутов продолжал бой, который продолжался над территорией Черкасского (ныне Вольского) района Саратовской области. Вдруг пулемёты советского самолёта замолчали – кончился боезапас. Тогда лётчик повёл свою машину на таран. У «Юнкерса» отлетел хвост, отрезанный пропеллером М?Га. Немецкий самолёт стал рассыпаться в воздухе. Терял высоту и наш истребитель. Лётчик старался планировать и снижался в сторону села Баклуши, что ныне находится в Павловском районе Ульяновской области.
Хвостовая часть «юнкерса» рухнула рядом с забором школы, другие обломки на 2 километра дальше.
К месту приземления советского самолёта прибежали жители села Баклуши. Первым был председатель колхоза Ф.С. Биктимиров, который и извлёк из повреждённого самолёта тело пилота. Сельчане хотели похоронить его с почестями возле сельсовета. Вскоре прилетел самолёт, лётчики забрали тело товарища и сказали, что похороны состоятся в Сызрани, где размещался 802-ой ?АП. Ценой своей жизни лётчик Шутов отвел опасность от моста. Он практически сохранил и самолет.
Подробности воздушного боя стали известны благодаря воспоминаниям жителей Баклуш С.А. Фадеева и М.А. Сагдеевой, которые наблюдали бой с земли. Двух немцев взяли в плен, двое погибли под обломками своего самолёта.
За совершённый самоотверженный воинский подвиг сержант Шутов Николай Фёдорович награждён посмертно Орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года).
Вот такая героическая, но вполне рядовая для тех грозовых лет история мужества.