Большая тройка китайских IT-производителей: что мы о них знаем?
17:0408 Мая 2014
«Высокая производительность  - низкая стоимость» - именно под таким девизом выступает Китай на рынке ноутбуков, планшетов и смартфонов Тихо и незаметно продвигаясь вверх по ступеням рейтинга, китайские фирмы Huawei и ZTE увеличивают обороты продаж на рынке смартфонов и уже обеспечивают телекоммуникационным оборудованием 160 стран мира – удивляться, собственно, нечему: их продукция не уступает более дорогим аналогам фирм Apple и Samsung, а стоит гораздо дешевле. Кстати, Huawei уже достигла четвёртого места среди производителей смартфонов и не собирается сдавать позиции. По данным исследовательского института Gartner, Китай является серьёзным конкурентом и не уйдет с рынка ещё долго, однако, не все известные фирмы успешны: например, ZTE терпит падение продаж. Эту ситуацию аналитик ?? Gartner комментирует так: покупатель, в первую очередь, смотрит на бренд. За iPhone и Samsung Galaxy выстраиваются огромные очереди, не говоря о том, что с момента открытия предпродаж основная партия уже распродана. Мало кого интересует, что программное обеспечение и производительность одинаковы у ряда моделей. ZTE была основана в 1985 году, и развитие шло очень успешно: одним из главных инвесторов было министерство авиации Китая, в 1997 году компания внесена в листинг Шэньчжэньской фондовой биржи, а с декабря 2004 года зарегистрирована на Гонконгской фондовой бирже. Фирма входит в состав индекса Hang Seng China Enterprises Index. Примечателен тот факт, что у ZTE 13 собственных научно-исследовательских центров в Китае, США, Швеции и Корее. Кроме того, организация может похвастать партнёрскими отношениями с крупными международными компаниями, среди них Intel, Microsoft, IBM, Alcatel, Qualcomm, Analog Devices, Accenture, Texas Instruments, Freescale,Agere Systems, и ADI. ZTE имеет более 1800 международных патентных заявок, зарегистрированных во Всемирной организации интеллектуальной собственности. Корпорация подавала в общей сложности более 33 тысяч международных патентных заявок, что сделало её одним из основных держателей патентов в индустрии связи. Компания разрабатывает и производит телекоммуникационное оборудование для PSTN сетей, сетей мобильной связи, оптических сетей, сетей передачи данных, интеллектуальных сетей (IN) и сетей следующего поколения (NGN). Несмотря на это, аналитики считают, что освоить рынок смартфонов так просто этой фирме не удастся: ZTE, в отличие от раскрученных конкурентов, не уделяла внимания маркетингу: её поддерживало государство, и в этом не было необходимости. Данный концерн занимался телекоммуникационными технологиями, качество их продукции известно и без рекламы – связи со всеми странами уже налажены. Такого же мнения они и о фирме Huawei, однако, её руководство увидело проблему и решило исправлять ошибки: на выставке MWC 2013 года представители компании большое внимание уделили маркетингу и продвижению бренда. Huawei уже доказала свою способность адаптироваться к окружающим условиям и собирается продолжать завоевывать рынок. Во многом фирма обязана своему сотрудничеству с более чем 50 крупнейшими компаниями в 140 странах мира. Особую таинственность развитию событий придаёт неосведомленность о структуре компании и её инвесторах: большая часть концерна принадлежит её основателю – Рэну Женфею, бывшему генералу народно-освободительной армии Китая. Но об остальных акционерах неизвестно ничего. Ничего хорошего эта таинственность в себе не несёт, даже наоборот – сеет страх у руководителей других фирм. Например, Комитет по разведке сената США выразил пожелание к своим компаниям не использовать продукцию Huawei ввиду опасения за наличие компонентов, позволяющих заниматься шпионской деятельностью. Данное высказывание безосновательно и ничем не подкреплено, хотя, с технической точки зрения, это возможно. Несмотря на свою закрытость,организация никогда не скрывала «начинку» своих устройств, даже наоборот. Кстати, в Англии существует лаборатория, которая может получить девайс от Huawei ещё до выпуска в продажу, разобрать его и выяснить, что и как в нём работает. Эти подозрения были прокомментированы основателем лишь однажды: «Какие взаимоотношения у Huawei с правительством Китая? Такие же, как у любой новозеландской фирмы с правительством Новой Зеландии». Также он отметил, что фирма никогда не сотрудничала со спецслужбами. Мнения аналитиков состоят в том, что компания не имеет шпионских намерений – среди их планов только мирные цели. Ввиду опасений за шпионаж, многие фирмы Америки были вынуждены отказаться от китайской продукции и переключиться на рынки Европы и Африки. Кстати, в Африке продукция Китая имеет высокую популярность: покупателей привлекает низкая стоимость, например, в Кении и Мали продукция Apple не пользуется спросом. Это объясняет то, как компания Huawei заняла 4 позицию по производству смартфонов, практически не увеличивая объём продаж в развитых странах. Примером успешно развивающейся китайской фирмы служит Lenovo – по данным 2012 года она занимает первое место в пятёрке крупнейших мировых производителей персональных компьютеров (кроме Lenovo, в пятёрке HP, Dell, Acer, Asus). Компания основана в 1984 году группой китайских учёных на средства Китайской академии наук. Первоначально компания носила название New Technology Developer Incorporated (спустя два года — Legend) и специализировалась на поставках компьютерной техники в Китай, а также на разработке кодировок для иероглифов, кстати говоря, более никакими разработками и не была известна. Своему успеху она обязана сделке с IBM и правительству Лю Чуанчжи – основателю концерна. Его методика правления не дала компании распасться: некоторое время его даже считали диктатором, например, за опоздания сотрудников наказывали так: в течение утреннего собрания провинившийся должен был молча стоять перед своими коллегами. Честно говоря, Лю и сам оказывался на этом месте не раз. В декабре 2004 года было заключено соглашение между корпорацией IBM с компанией Lenovo – чем эта фирма и обязана своему успеху. В соответствии с этим соглашением, компания Lenovo выкупила IBM Personal Systems Group — подразделение по производству персональных компьютеров. По условиям сделки Lenovo могла использовать бренд IBM до 2010 года, а после этой даты продукты компании выпускать только под маркой Lenovo. В соответствии с документом, стороны взаимно дополняют друг друга и могут предлагать клиентам через свои дистрибьюторские каналы продукты обеих компаний: как IBM, так и Lenovo. Несмотря на такую удачную сделку, фирма сбрасывала обороты. ?менно поэтому было принято решение расширить границы разработок – обратить внимание на мобильные устройства. В июне 2011 года Lenovo приобрела немецкую компанию Medion, занимающую лидирующие позиции в сегментах персональных компьютеров, мультимедиа-устройств, мобильных коммуникационных сервисов и потребительской электроники в Западной Европе. Приобретение позволит Lenovo занять третье место на крупнейшем в Европе ПК-рынке Германии и удвоить свою долю в этом регионе и в Западной Европе в целом. 23 января 2014 года было объявлено о заключении сделки между Lenovo Group и корпорацией IBM по покупке бизнеса x86-серверов у IBM за 2,3 миллиарда долларов и расширении альянса между этими компаниями. 30 января 2014 года Lenovo заключает сделку с корпорацией Google о покупке подразделения Motorola Mobility за 2,9 миллиарда долларов, и зашла речь о сотрудничестве с Nokia и NEC. Lenovo действует по той же стратегии, что и Huawei: для начала решено заполнить рынок развивающихся стран, где низкая стоимость принимается во внимание больше, чем мода. Как заявляет руководитель Lenovo Ян Юаньцин, концерн принимает во внимание значение раскрутки бренда и собирается заняться маркетингом. Аналитики отмечают, что «рынок устройств класса High-End уже завоеван, а в средней и низкой ценовых категориях ожидается подъём – так что Китай ещё себя проявит.