В настоящее время на территории Ульяновска насчитывается 225 человек без определённого места жительства. 121 из них получает помощь в открывшемся в прошлом году центре социальной адаптации. Сотрудники центра помогают бездомным восстановить документы, оказывают доврачебную медицинскую помощь, кормят и одевают. Вот только из-за отсутствия финансирования второй год подряд ночлег центр предложить так и не может.
Главной проблемой в своей работе сотрудники центра называют нежелание бездомных сотрудничать. Кто-то боится, кто-то скрывается, а кто-то всерьёз не хочет потерять «свободу». Так или иначе, на получение социальной помощи согласились лишь чуть более половины лиц без определённого места жительства.
«На сегодняшний день на 45 клиентов учреждения оформлены полисы обязательного медицинского страхования, семи восстановлен паспорт, семь клиентов направлены в дома престарелых и инвалидов в сёла Акушат и Бригадировка», – рассказал директор центра Евгений Белов.
Для лиц, оказавшихся в экстренной ситуации, например, опоздавших на поезд, центр предлагает четыре спальных места на срок около трёх суток. Новой услугой уже воспользовались два человека. Также в этом году для бездомных граждан, согласившихся сотрудничать, организован банный день – по четвергам в бане №11.
Нарисовать социальный портрет среднестатистического ульяновского бомжа Евгений Белов не смог – у всех слишком разные истории, к каждому нужен индивидуальный подход.
«Больше всего меня поразила история одной женщины, которую мы нашли около мусоросборника оптовой базы на проспекте Гая, 100. Она ещё не достигла пенсионного возраста, работала главным бухгалтером. Когда дочь вышла замуж, отношения с новым зятем сразу не заладились. В итоге путём махинаций женщину выписали из квартиры и выставили на улицу. Она спала под дождём, укрывшись полиэтиленом», – вспоминает Евгений Белов.
Работники центра обеспечили женщину едой и одеждой, устроили работать на оптовую базу, там же ей выделили жилое помещение. Несмотря на то, что в центре адаптации есть штатные юристы, женщина не захотела инициировать уголовный процесс против своей дочери и её мужа.
Все истории, рассказанные Евгением Беловым действительно кардинально отличались одна от другой и поражали своим драматизмом, порой нелепостью и жестокостью окружающих и даже близких людей.
«Один мужчина стал бомжом за три месяца, просто неудачно съездив с любимой женщиной на юг отдохнуть. Попали в аварию, она его бросила по дороге, он остался в больнице. Приехал домой - семья узнала о том, где и с кем он был, а дальше развод, раздел имущества. Семья забирает квартиру, мужчине остаётся дача, гараж и разбитая машина. Он продаёт дачу, переезжает жить в гараж, затем продаёт гараж, и, идя по улице с деньгами, получает по голове. Когда очнулся – обнаружил, что у него нет ни документов, ни денег», – рассказывает Евгений Белов.
На Нижней террасе на теплотрассе живёт женщина, у которой есть своя квартира. Жить в ней она не хочет, говорит, у неё нет ключей, внутрь она попасть не может. Любую помощь от центра адаптации и МЧС она отклоняет, заявляя, что ей нравится жить на улице.
С 2011 года министерство труда и социального развития планирует выделить центру сумму на строительство ночной гостиницы для бомжей, но денег всё нет. Да и с помещением проблема: по словам Евгения Белова, стоит только приметить подходящее здание, как набегают жильцы соседних домов с протестами и коллективными жалобами. Основная претензия заключается в том, что бомжи будут непристойно себя вести, пить, воровать и развращать молодёжь.
Скоро начнутся холода, и единственными вариантами для бездомных получить кров станут социальные койки, которые должны предоставлять лечебные учреждения, и дома престарелых при условии достижения пенсионного возраста или наличия инвалидности.
Алексей Хорошилов